Для чего Бог принял форму человекольва?

Автор: Владимир Щелов
Поделиться
Дата: 09.05.2017 | Время на чтение: 17–18 мин.
Для чего Бог принял форму человекольва?

Нарасимха Чатурдаши (Нара – человек, Симха – лев, чатурдаши - четырнадцатые лунные сутки) – праздник в честь явления Нарасимхадева, аватары Бога в форме человекольва. О Его деяниях рассказывается в Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам». Нарасимхадев – это Господь в гневе, он защищает своих слуг от негодяев и демоничных людей. Вот краткая история Его появления.

Предыстория: Хираньякашипу

Много миллионов лет назад власть во вселенной захватил могущественный демон Хираньякашипу (хиранья – золото, кашипу – мягкая постель, т.е. тот, кто привязан к золоту, комфорту и женщинам). Демон – это не существо с рогами и копытами, как мы привыкли думать. Хираньякашипу был вполне симпатичным мужчиной, одетый со вкусом и элегантными усиками. Правил он не то, чтобы совсем жестоко: по современным меркам его подданные в материальном отношении процветали. Он даже в совершенстве знал науку о душе и теле, признавал существование Бога. Но только Хираньякашипу считал Бога своим главным врагом; спал и видел, как бы набрать побольше сил и уничтожить Его. Поэтому праведникам и мудрецам в его царстве жилось несладко: вместо прославления Вишну, они вынуждены были регулярно петь хвалебные гимны повелителю демонов.

На самом деле Хиранякашипу пришел в материальный мир из мира духовного. Когда-то он был привратником в царстве Господа, но случайно оскорбил четырех мудрецов Кумаров. В духовном мире его звали Джая, а его напарника – Виджая. За оскорбление мудрецов им пришлось три раза рождаться братьями-демонами в материальном мире. В своем первом рождении они стали Хираньякашипу и Хираньякшей, во втором – Раваной и Кумбхакарной (убиты Рамачандрой), а в третьем – Шишупалой и Дантавакрой (убиты Кришной). После третьей встречи с Господом они получили освобождение, но явились еще один раз, в XVI веке, как падшие брахманы Джагай и Мадхай. В этом обличьи братья-демоны встретились в Чайтаньей Махапрабху и достигли совершенства жизни – полюбили Господа всем сердцем.

Нарасимхадев появляется из колонны

Хираньякша, брат Хираньякашипу, погиб задолго до прихода Нарасимхадева. Его убил Вараха, Господь в облике вепря. Хираньякша терроризировал всю вселенную и до того распоясался, что украл с орбиты Землю и забросил ее в глубины вселенского океана. Господу пришлось срочно вмешаться, чтобы остановить зарвавшегося наглеца и спасти Землю.

Предыстория: Махараджа Прахлада

Хираньякашипу очень «не повезло» – у него родился сын-праведник, да еще и совсем бесстрашный. Уже в пять лет он вовсю проповедовал в школе своим одноклассникам-демонятам – и проповедовал вполне успешно. Учителя пожаловались Хираньякашипу на сына-смутьяна и попросили наставить его на «путь истинный». Демоничный отец настолько разгневался, что даже пытался убить Прахладу, правда, чужими руками: то давил камнями, то топил и жег, то напустил на него стадо бешеных слонов. Но ничего не вышло – Махараджа Прахлада был под защитой Самого Господа.

Прахлада Махараджа и Хираньякашипу

Хираньякашипу был вне себя от ярости – ни один мудрец во вселенной не смел рассказывать ему о Боге, но собственный пятилетний сын без страха проповедовал ему!

«Прахлада, ты ведь знаешь, негодяй, что, когда я прихожу в гнев, во всех трех мирах содрогаются планеты и их правители начинают трепетать от страха. Кто же дал тебе такую силу, что ты, ничего не боясь, дерзаешь нарушать мою волю?

Махараджа Прахлада сказал: О царь, источник моей силы, о котором ты спрашиваешь, — это источник и твоей силы. Любая сила исходит от Него. Он один наделяет силой не только тебя или меня, но и всех остальных. Без Него никто не имел бы силы. Движущимися и неподвижными, высшими и низшими живыми существами — в том числе и Господом Брахмой — управляет сила Верховной Личности Бога.»


Но как случилось, что в семье величайшего демона вдруг родился святой и как, лишенный возможности изучать священные писания и бхакти-йогу науку о любви и преданном служении Богу, он сумел узнать все секреты этой науки?

«Нарасимха-пурана» рассказывает, что однажды Хираньякашипу решил совершить суровую аскезу, чтобы обрести еще больше могущества, но ему помешали два мудреца. Нарада Муни и Парвата Муни превратились в воробьев и пропели с дерева прямо в ухо медитирующему Хираньякашипу мантру с именем его злейшего врага – Господа: «Ом намо нарайанайа». Взбешенный демон попытался их убить, но воробьи быстро улетели. Аскеза не удалась, и Хираньякашипу вернулся домой ни с чем. Дома его ждала жена, Каядху, и у нее как раз настали благоприятные для зачатия дни. Хираньякашипу решил зачать сына-демона, но имя Бога, пропетое назойливыми воробьями, вертелось у него в голове даже в момент совокупления.

Потом Хираньякашипу снова отправился совершать аскезу, а пока его не было, полубоги захватили его царство и пленили беременную жену. Ее приютил у себя Нарада Муни: он рассказывал ей о Верховной Личности Бога, о науке бхакти-йоги. Сама Каядху быстро забыла его наставления, а маленький Прахлада в ее лоне внимательно слушал и впитывал эту науку. Так он стал великим слугой Бога и могущественным проповедником.

Появление Нарасимхадева

Итак, в огромном дворце собраний спорят могущественный демон Хираньякашипу, от одного взгляда которого трепещет вся вселенная, и его маленький, но упрямый сын Махараджа Прахлада. В ярости Хираньякашипу грозится своими руками убить сына, если он не отречется от Бога.

О несчастный Прахлада, ты все говорил мне о каком-то высшем существе, отличном от меня; о неком верховном повелителе, что стоит над каждым и пребывает повсюду. Где же Он? Если Он вездесущ, то почему я не вижу Его в этой колонне?
За то что ты болтаешь всякий вздор, я сейчас снесу тебе голову. И посмотрим, как Бог, в которого ты так веришь, придет тебе на помощь. Хотел бы я это увидеть!
Так разгневанный Хираньякашипу, обладавший огромной силой, ругал своего сына — возвышенного преданного Прахладу. Извергая непрерывные потоки брани, Хираньякашипу взял свой меч, вскочил с царского трона и яростно ударил кулаком по колонне.
В этот момент из колонны раздался ужасающей силы гром, от которого, казалось, лопнула оболочка вселенной. Дорогой Юдхиштхира, отзвук этого грома достиг даже обителей Господа Брахмы и других полубогов, и, услышав его, они подумали: «Нашим планетам пришел конец!»

И вот уже Хираньякашипу опомнился и смело бросился в бой. Хотя Нарасимхадев был огромен и сиял, словно солнце, Хираньякашипу кинулся на него. Почему? Просто демон получил благословения Брахмы, архитектора вселенной, что его не сможет убить ни человек, ни зверь, что он не умрет ни в помещении, ни на улице, ни днем, ни ночью, ни вечером, ни утром, что ни одно оружие не сможет причинить ему вреда. Глупый Хираньякашипу думал, что это благословение убережет его от гнева Самого Бога!

Господь Нрисимха защищает своего преданного от демона отца

Но Верховный Господь умеет достигать цели, не нарушая правдивости слов своих слуг. Вот и в этот раз он специально принял облик человекольва (не человек и не зверь), дождался сумерек (это уже не день, но еще и не вечер), и растерзал когтями (разве это оружие?) демона на пороге дворца (не на улице и не в помещении). Подробности схватки можно прочитать в «Шримад-Бхагаватам» 7.8.16-35.

Нарасимхадев – особая роль, которую играет Господь. Он показывает, что попытки унизить, оскорбить или притеснить Его верных слуг, приводят Его в гнев. И каждый, кто посмеет обидеть преданного, будет «общаться» с Нарасимхадевом. А после такого «серьезного» разговора восстановить здоровье будет непросто. Но Нарасимхадев не только суров, он еще и милостив. Словно кошка, клыки которой для мыши олицетворяют верную смерть, а для котенка – материнскую нежность.

Шрила Прабхупада, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны, рассказывал, как Нарасимхадев защитил его отца, Гоура Мохана Де. Как-то в дороге на него напали разбойники. Им показалось мало отобрать у господина Де все имущество, они решили спрятать концы в воду и убить его. Но бандиты были индусами и с уважением относились к ведическим традициям, поэтому разрешили Гоуру Мохану Де помолиться перед смертью. Он стал читать молитву Нарасимхадеву – и почти сразу из придорожных кустов выскочил огромный лев. Он набросился на главаря банды и растерзал его. Остальные разбойники бросились врассыпную. Лев посмотрел на господина Де и скрылся в кустах. Каждый из нас в трудную минуту может обратиться к Господу в облике Нарасимхадева за помощью и защитой.

Гоур Мохан Де с семьей

В день явления Нарасимхадева члены движения Харе Кришна постятся до захода солнца, возносят молитвы Нарасимхадеву, вспоминают его деяния, читают Седьмую песнь «Шримад-Бхагаватам», прославляют Махараджу Прахладу. Вот текст самой распространенной молитвы Нарасимхе с переводом на русский язык и аудиофайл с записью молитвы. Эту молитву в храмах общества сознания Кришны поют три раза в день.

Текст молитвы и перевод
намас те нарасимхайа
прахладахлада-дайине
хиранйакашипор вакшах
шила-танка-накхалайае

Я склоняюсь перед Господом Нарасимхой, который приносит радость Прахладе Махарадже и чьи ногти вонзаются, словно резцы, в каменную грудь демона Хираньякашипу.


ито нрисимхах парато нрисимхо
йато йато йами тато нрисимхах
бахир нрисимхо хридайе нрисимхо
нрисимхам адим шаранам прападйе

Господь Нрисимха и здесь и там. Куда бы я ни пошел - везде Господь Нрисимха. Он и в сердце, и вовне. Я предаюсь Господу Нрисимхе, источнику всего сущего и высшему прибежищу для всех.


тава кара-камала-варе накхам адбхута-шрингам
далита-хиранйакашипу-тану-бхрингам
кешава дхрита-нарахари-рупа джайа джагадиша харе

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ человекольва! Слава Тебе! С такой же легкостью, с какой человек может раздавить пальцами осу, Ты Своими чудесными острыми когтями разорвал на части тело демона Хираньякашипу, схожего с осой.



Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика