Вызывающий огонь: секреты индийской классической раги

Поделиться
Дата: 03.07.2016 | Время на чтение: 8–9 мин.
Вызывающий огонь: секреты индийской классической раги

Главный советник наклонился к императору и что-то долго шептал ему на ухо. Акбар нахмурил брови и повернул голову к Тансену, своему любимому придворному музыканту: «Говорят, ты умеешь играть рагу огня? Почему же ты до сих пор не исполнял ее на моих приемах? На следующей неделе, будь так добр, спой нам эту мелодию». Тансен, услышав этот приказ, побледнел. 


Поклонившись, он чуть слышно обратился к императору: «Господин мой, эта рага подобна секретному оружию полубогов. Этой мелодией можно спалить дотла все три мира. Твой дворец загорится, как легкая кашмирская ткань. Пожалуйста, вели мне исполнить что-нибудь другое». Великий император задумался: «Что ж, Тансен. Я хочу, чтобы ты прославился в веках. Мне дела нет до моего дворца. Построят новый. Как только мы почувствуем, что вот-вот загоримся, ты тут же перестанешь петь - и никто не пострадает. Это мое последнее слово». 

Дома Тансен обратился к дочери: «Деви, через неделю во дворце я исполню рагу огня. Это очень опасно. Чтобы ничего плохого не случилось, я научу тебя петь рагу дождя. Пожалуйста, как только я подам знак, начинай петь эту мелодию. Надеюсь, она загасит пламя, которое разгорится от огненной раги». 

Рага

Через неделю в императорском дворце собрались все  министры и другие придворные. По знаку императора Тансен вышел на середину залы и под звуки огромной рудра-вины, на которой играла его дочь, запел рагу огня. Уже через минуту все почувствовали удушье, а из-под императорской короны обильно хлынул пот. Масляные лампады, приготовленные для торжеств, вспыхнули сами собой, и несколько женщин, багровых от прилившей к лицам крови, упали без чувств на мягкие персидские ковры. Тансен быстро взглянул на дочь, и она звонким голосом запела рагу дождя. Тут же подул свежий ветер, и вдалеке прогремел гром. Император махнул рукой, и Тансен остановился – руки его дрожали, лицо было красно-желтым, как будто его только что натерли куркумой. Гости стали восторгаться мастерством музыканта, а он, тихо поклонившись, попросил разрешения удалиться. Через два месяца, так и не оправившись от внутренних ожогов, величайший музыкант своего времени Тансен скончался. 

Рага

Такова легенда. Но до сих пор индийские музыканты не отваживаются исполнять рагу огня, хотя мелодия эта известна во многих гхаранах (школах) индийской классической раги. Что же это за явление - рага? И почему сегодня во всем мире люди стали проявлять огромный интерес к этому искусству? 

Слово «рага» на санскрите имеет много значений. В музыкально-эстетическом смысле рага - это «настроение» или «окраска». Это мелодия, которая окрашивает наше сознание в определенный цвет, или настроение. В теории художественных эмоций, о которой говорит древнеиндийский трактат «Натья-шастра», перечислено девять настроений, которые, взаимодействуя друг с другом, дают слушателю или зрителю глубокое внутреннее удовлетворение. Эти настроения, будучи очищенными от нашего эго, проникают  прямо в сердце и действуют умиротворяюще. При этом сами настроения, или эмоции, которые мы воспринимаем со сцены, могут быть противоположного качества. Скажем, на сцене герой гневается, а потом кто-то умирает, однако, если эти эмоции переданы по всем тонким правилам сценического искусства, зритель уходит из зала одухотворенным. Так искусство возвышает человека, открывая перед ним мир чувств, недоступный в обыденной жизни.

Эмоции, которые призвана передавать музыка, во многом схожи с теми, что передает драматическое произведение. Исключения составляют несколько эмоций, которые в  ведической музыкальной культуре нельзя было передавать с помощью звука. К ним относятся такие состояния, как гнев, опустошенность и т.д. Причина этого запрета в том, что эмоция разворачивается в музыкальном произведении постепенно, и, чтобы нейтрализовать такие тяжелые настроения, требуется больше времени, чем в спектакле. Как правило, мелодии раги выражают три основных эмоций: любовь, героизм и преданность Богу. К ним добавляются «вспомогательные» эмоциональные состояния:  спокойствие (знаменитое «шанти»), вдумчивость, сострадание, удивление. 

Рага

В соответствии с древнеиндийской музыкальной эстетикой, разные мелодические ходы вызывают в нашем сознании те или иные эмоции. Так, скажем, ход от первой к пятой ступени звукоряда вызывает чувство близости или супружеской любви, а ход от первой к третьей – настроение дружбы. Также в индийской музыке учитывается время исполнения. В утренние и дневные часы исполняются мелодии с чистой (не альтерированной) четвертой ступенью, а ближе к заходу солнца - мелодии, в которых эта ступень повышена, что приводит к ощущению неустойчивости и желанию раскрепощения. После захода солнца опять звучат мелодии с чистой четвертой ступенью, но в других ладах, которые способствуют успокоению человека после дневных трудов. Ночные раги - это особая категория мелодий, в них мы слышим грусть и печаль, тоску по Высшему Возлюбленному, песнь души о потерянной любви к Богу. 

 В древности раги были певческим искусством, однако несколько столетий назад музыканты стали исполнять их и на обычных инструментах. В наше время раги звучат в исполнении ситара, шенная, бамбуковой флейты и других традиционных индийских и персидских инструментах. На основе раг возникло множество современных индийских песен. Раги исполняют в разных стилях, начиная со строгого дхрупада (стиль храмового монодического пения) и заканчивая народными, свободными стилями. 

Рага

В Европе о рагах услышали в середине XVIII века, когда западные ученые серьезно заинтересовались ведическим наследием. Принципы раги использовали в своих произведениях такие великие композиторы, как Стравинский и Скрябин, а в наше время многие джазовые музыканты перенимают принципы и мелодические особенности индийской раги для своих импровизаций. 

Источник: veda.ru



Видео
Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика