Александр Хакимов: «Карма – это не высший закон. высший закон – свобода выбора и знание»

Автор: Ольга Буянова
Поделиться
Дата: 09.06.2016 | Время на чтение: 28–29 мин.
Александр Хакимов: «Карма – это не высший закон. высший закон – свобода выбора и знание»

Люди встречаются, влюбляются, женятся… И во всем этом даже есть момент, когда всё хочется отдать, на любые подвиги пойти, лишь бы вторая половина была счастлива. Но коль такие высокие стремления рождаются в нас на заре отношений, почему же корабль семейного счастья неминуемо теряет высоту, а часто даже с грохотом падает на землю со своей орбиты?

Многие из нас переживали нелегкие периоды расставаний, которые приходили на смену беззаботному счастью, которое, как казалось, не должно было закончиться. Самый близкий человек вдруг становился невероятно далеким, а то, что еще вчера заставляло нас весело смеяться, вдруг стало источником раздражения и едких замечаний.

Неужели семейное счастье – это что-то недостижимое, а если и достижимое, то уж точно не вечное? И что же в таком случае зовется любовью, если эти «бабочки в животе» живут всего три года? В каком месте мы совершаем роковую ошибку, которая впоследствии становится причиной распада отношений? Есть ли у нас шансы создать образцово-показательную семью в современных реалиях, где все настроено против отношений длинною в вечность?

Влюблённость

Мы задали эти вопросы человеку, который не только на словах, но и на деле подтверждает тот факт, что счастливая семья, поднявшаяся над мирской суетой и утвердившая для себя высшую цель, - это не миф, а реальность. Известный лектор, автор многих книг и семинаров, а также духовный учитель в вайшнавской традиции - Александр Хакимов (Чайтанья Чандра Чаран дас) поделился с Veda.ru сакральным знанием о том, как из семян материальной привязанности вырастить дерево духовной любви и стать по-настоящему счастливым.

Ольга Буянова: Сегодня хотелось бы поговорить о культуре семейных взаимоотношений. Могли бы вы для начала прояснить, что такое культура в ее изначальном понимании? Ведь наверняка это не просто свод законов о том, как правильно пользоваться столовыми приборами…

Александр Хакимов: Культура – это наука взаимоотношений, которая держится на принципе уважения и внимания друг к другу. Славянский корень слова «уважение» - «вага», что означает «внимание». Если люди внимательны друг другу, это основа уважения. И на этом уважении строится культура. Когда два противоположных пола общаются друг с другом, образуется семья. Но у каждого есть природный эгоизм – каждый хочет счастья, прежде всего, себе. Каждый хочет привлечь внимание к себе, требовать чего-то для себя… Но настоящая культура – это когда мы больше внимательны к потребностям другого человека, чем к своим собственным. От этого зависит высота культуры – насколько мы бескорыстны в этих отношениях. Когда люди бескорыстны, это уже называется любовью. Таким образом, уважение постепенно перерастает в любовь.

Современная культура кардинально отличается от культуры в ее первоначальном смысле. Она строится не на любви, которая, как мы сказали, исходит из уважения, а на чувственных желаниях. Это порождает сложности: люди еще не научились уважать друг друга, но уже образуют семью, просто потому что им приятно вместе общаться. И вот на этом чувстве приятного они пытаются создать семью, дом, воспитывать детей... Но это очень сложно.

Ольга Буянова: Так или иначе, люди, не обладая знанием, образуют семью и делают это «из лучших побуждений». Но в итоге все разваливается. Какой вопрос и в какой момент человек должен задать себе, чтобы понять, как ему действовать дальше, чтобы сохранить отношения?

Александр Хакимов: Если спросить человека, зачем он образует семью… Что люди могут на это ответить? Они привлекаются друг другом, им хочется общаться, быть вместе… они влюбляются. Это первое основание. Но если мы начнем задавать вопросы дальше, мы увидим, что у людей нет какой-то твердой цели. Есть общая цель: дом, деньги… все, что является необходимостью. И они могут жить ради этого какое-то время, но как только деньги или недвижимость появляются, у них начинают портиться отношения. Они начинают все делить, даже дети требуют отдельной комнаты, своего телевизора, собственной машины…

Казалось бы, цель достигнута: мы вместе трудились, как муж и жена сотрудничали, достигали – достигли. Но результат странный – все разваливается. И это не какой-то частный случай, а настоящая проблема семей. Дети отделяются от родителей, не хотят следовать их советам или традициям и так далее. Это приносит сильную боль, потому что более высокой цели, куда бы мы направили своих потомков или к которой шли бы сами, нет. Поэтому в Ведах описывается, что семья – это уклад жизни, который должен вести к одной, высшей ЦЕЛИ. От этого зависит также целостность общества, так как оно состоит из семей.

А если говорить о семье как об отношениях мужчины и женщины, то ведическая культура отличается от современной тем, что в современной семье мужчина и женщина полностью не доверяют друг другу. Это установлено в сознании, что мы можем расписаться в ЗАГСе, но в случае чего в том же ЗАГСе и развестись - всегда есть выход. Но в ведической культуре разводы не подразумевались. А сейчас люди уже как бы заранее думают, что через два-три года брак может распасться. Это очень ненадежная основа. В ней нет решимости, твердости, нет верности – это рождает недоверие друг другу.

Свадьба

Ольга Буянова: А в чем корень проблемы недоверия? С чего начинается процесс развала семьи?

Александр Хакимов: Когда любовь перестает быть бескорыстной, тогда в отношения закрадывается недоверие. Каждый любит для себя, тонкие формы эксплуатации проникают в отношения между мужчиной и женщиной. Например, девушка выходит замуж, юноша женится. Девушка думает: «Он принесет мне счастье». А он смотрит на нее и думает то же самое: «Она принесет мне счастье». Каждый думает о своем счастье. Но Веды рассматривают совершенно обратный принцип: «Я этого человека постараюсь сделать счастливым. Я постараюсь сделать все для этого» - думает она, и он думает то же самое. И вот это уже доверие.

Наша проблема заключается в том, что изначальная постановка вопроса – это уже тонкая торговля между супругами, поэтому постепенно такие отношения переходят в требовательность. Мы начинаем кричать друг на друга: «Ты должна! Ты должен! Это ты должна была сделать! Я-то сделала, а ты почему не можешь?» И тогда из этих отношений уходит вдохновение, свежесть, и мы устаем, хочется отдыха…

Но когда люди общаются на бескорыстной основе, чтобы отдавать друг другу, тогда их отношения становятся чище, глубже и они не пресыщаются. Потому что когда мы отдаем себя, свои способности, силы, нам взамен приходит новая энергия. Это известно из психологии, что человек больше счастлив, когда отдает, чем когда берет. Приведу пример: мы зарабатываем и покупаем себе какую-то вещь. Но когда нам эту же вещь дарят близкие люди… Это уже совсем другое дело. Мы должны понимать желания друг друга, вкусы друг друга – и тогда в этом есть любовь и глубина. Тогда мы все больше и больше радуемся жизни и детей включаем в этот же процесс. И тогда чем больше семья, тем больше счастья. Но сейчас мы видим, что люди не любят большие семьи, это происходит, когда в основе отношений эгоизм.

Ольга Буянова: Вы сказали, что у семьи должен быть высший смысл и высшая цель. О какой цели идет речь?

Александр Хакимов: Семья рассматривается в Ведах как ашрам, то есть духовный уклад. Существует четыре ашрама: ученичество, семья, отход от дел (так сказать, пенсия) и отречение. Семья – это один из четырех укладов духовной жизни. Цель – познать себя как душу. Начинается все с того, что мы познаем противоположный пол, а заканчивается тем, что мы познаем душу. Поэтому семья открывает большие возможности, которые позволяют человеку дойти до божественной платформы уже в этой жизни. Семья в этом ему помогает.

В этом случае, если мы развиваем духовное сознание как цель и смысл нашего общения, не наступает пресыщение отношениями, так как душа – это глубина нашей личности. Она скрыта телом, данной нам внешностью, которая весьма ограничена: мы можем быстро понять привычки друг друга, характер. Но душа очень глубока, это совсем другая, божественная сфера отношений. И в этом случае разводы просто невозможны, потому что партнер не меняется никогда: ни в этой, ни в следующей жизни – они так и продолжают вместе идти к совершенству. Вот это духовный уклад.

Человек как духовное существо стремится к вечности, потому что ему дан разум, которого у животных, к примеру, нет. И назначение ашрама – помочь найти ответы на эти вопросы. В итоге, когда человек постигает душу, он понимает, что у него есть вечное предназначение, вечное служение. Вот в этом назначение семьи.

Ольга Буянова: Вы перечисляли различные ашрамы, и за семьей следовали еще два этапа – отход от дел и полное отречение. А возможно ли достичь высокого уровня духовного развития, не выходя из ашрама семьи? Или это возможно только на уровне полного отречения (санньясы)?

Александр Хакимов: Есть традиция семейная (семья биологическая) и есть традиция духовная – семья наших духовных учителей. В прошлом это все было одно и то же, так как духовное знание передавалось от родителей к детям: отец и мать так же были учителями, была преемственность. И в этом случае отречение можно было не принимать, потому что в семье не существовало никаких препятствий для развития, но сейчас иногда семья является препятствием – в роду у человека может и не быть ни одного святого, но зато могут быть пьяницы и так далее. И поэтому сейчас мы принимаем еще и духовного отца – духовного учителя, который дает нам традиционное духовное знание.

Но если же нам удастся установить эти традиции духовной преемственности в семье в процессе духовной жизни, это тоже хорошо – принцип отречения в семье будет развиваться, от этого семья только выигрывает. Мы вместе, но мы не мешаем друг другу, не сковываем друг друга, не ссоримся, мы помогаем друг другу достичь духовного совершенства.

Когда духовная сила вдохновения истощается в семьях, им трудно работать, жить вместе, они становятся слабыми, нестабильными. Трудно прощать, они обижаются на всю жизнь. Но когда есть духовная сила, человеку легко выполнять свои обязанности: легко работать, легко быть здоровым, позитивным, легко готовить пищу. И наша задача – восстановить эти духовные традиции, чтобы люди были счастливы и легко выполняли свои обязанности.

Ольга Буянова: То есть, если я правильно поняла, возможна ситуация, когда люди остаются вместе, ведут отреченный образ жизни и помогают друг другу продвигаться по духовному пути?

Александр Хакимов: Это даже еще лучше! В этой ситуации устанавливается чистая платоническая любовь, особые отношения между людьми.

Ольга Буянова: Наверняка когда мы говорим о развитии духовных отношений в семье, речь идет о каких-то ограничениях, ведь если мы будем пытаться, так сказать, «выжать» максимум удовольствия из отношений, вряд ли у нас получится помнить о высшей цели…

Женщина и мужчина

Александр Хакимов: Действительно, семье необходимы принципы чистоты: чистые мысли, чистые слова, чистые поступки. И принципы чистоты, которые принимают на себя старшие члены семьи, обеспечивают стабильность, счастье и свободу. Например, если для женщины семья – это прибежище по природе ее, то для мужчины семья – это не главная цель. У него по-другому устроен разум, и семья может стать для мужчины даже препятствием, сковывающим необходимую ему свободу. Отречение естественно для мужчины, он может идти, куда хочет, возвращаться, когда пожелает. Но такое поведение для него возможно, только когда он следует принципам чистоты: если чист – он свободен. Но если у него нечистые желания, тогда он теряет свободу, и жена будет недовольна: если у него нечистые привычки, куда он может пойти? Таким образом семья становится тюрьмой для многих мужчин: они теряют свободу и таким образом деградируют: становятся раздражительными, не контролируют чувства, становятся пьяницами или начинают увлекаться другими женщинами.

В Ведах описываются четыре принципа чистоты: 1) запрет на употребление в пищу мяса, рыбы и яиц; 2) отказ от азартных игр и «черного» бизнеса; 3) отказ от всех интоксикаций; 4) запрет на незаконный секс. Если это станет нашей культурой, мужчины обретут свободу и станут успешными, что, в свою очередь, очень быстро изменит общество в целом.

Ольга Буянова: Вы сейчас сказали интересную вещь, что мужчина по природе свободен, а женщина реализуется в семье. Но проблема заключается в том, что женщины чаще всего не считают, что мужчина свободен… А многие мужчины не согласны с тем, что место женщины в семье. Расскажите немного о том, как должны распределяться роли мужчины и женщины в семье согласно их изначальной природе?

Александр Хакимов: Мужчина не просто свободен. Свобода нужна ему для счастья, так он наполняется внутренней духовной энергией и приносит счастье в семью. Поэтому все в семье заинтересованы в том, чтобы он был свободен. Жена ждет его с радостью, в разлуке любовь усиливается, когда они встречаются, любовь снова вспыхивает – представьте, какой вкус жизни и какое доверие в таких отношениях! Она не сомневается в его верности и честности, и он тоже… Представьте, как спокойно и хорошо жить.

Но почему сейчас трудно установить такие отношения? Потому что не урегулированы чувства, и для мужчины это очень опасно. Если сексуальная жизнь не контролируется, мужчина перестает быть мужчиной. Давайте посмотрим. Есть три качества, которые делают мужчину великим:

  1. Он утвержден в цели жизни
  2. Он бесстрашен на этом пути
  3. Он щедрый

Вот это три мужских качества. Если мужчина имеет эти качества – он великая личность. Только великая личность может знать цель жизни, быть бесстрашным и щедрым. Трус не может быть великой личностью. Жадный человек и человек, не понимающий цели в жизни, не может быть великой личностью. И если с точки зрения Веды рассмотреть, откуда эта сила у мужчины, мы поймем, что это поддерживается его физиологией, его внутренним психофизическим устройством.

Мужское семя – это огромная сила, которой женщина, например, лишена. Семя формируется из крови, на что требуется много энергии. Представьте, если сексуальная жизнь не отрегулирована, какой огромный расход энергии происходит. Мужчина становится слабым, начинает сомневаться в цели, он становится трусоватым, осторожным, начинает бояться жизни… он становится жадноватым, прижимистым. Поэтому мы и видим, что современная культура вроде бы стала свободной, но героев все меньше и меньше.

У женщины есть другие свойства, которые делают ее великой. Такую женщину мужчина никогда не сможет оставить, он будет принимать ее как высшую ценность на всю жизнь. Этих свойств пять:

  1. Положение жены. «Жена» означает, что она становится разумом мужа. Как жена она заинтересована в его твердости, в его цели, к которой она может продвигаться, следуя за ним.
  2. Она мать, когда он беспомощен, болен или потерпел неудачу.
  3. Она как сестра может быть довольна любым вниманием, даже недостаточным.
  4. Если муж разгневан, она ведет себя как дочь.
  5. И пятая роль -роль любимой женщины.

В современном мире подчеркивается только две роли: жена, которая говорит, что нужно зарабатывать деньги, и любовница – то есть секс. Деньги и секс – Веды это называют не браком, а узаконенной проституцией. Но в браке должны быть еще три составляющих – мать, сестра и дочь – это чистая женская роль, где нет вожделения. И эта роль очень могущественна, она помогает мужчине контролировать чувства, а от этого, как мы уже сказали, зависит сила мужчины.

Ольга Буянова: Но сейчас, когда многие люди живут, руководствуясь установками своих родителей, которых никто не обучал этим качествам и этому пониманию роли мужчины и женщины, возможно ли как-то выйти за пределы этого сценария и начать строить свою жизнь по-другому? Или же это карма и преодолеть ее влияние невозможно?

Александр Хакимов: Несомненно, законы кармы очень могущественны, но в Бхагавад-гите говорится, что трансцендентное знание сжигает карму, как огонь сжигает дрова. Это знание, не мирское, а истинное, дает человеку свободу выбора. Есть судьба, а есть свобода выбора: если у меня нет знания, то и свободы выбора нет. И поскольку у нас сейчас нет духовной подготовки, у нас нет выбора, люди просто подавлены судьбой. Жизнь не клеится, а что делать – не знают, «карма» говорят. Но карма – это не высший закон. Высший закон – свобода выбора и знание. Потому мы сейчас об этом и говорим, чтобы люди имели подготовку. Тогда мы сможем менять нашу судьбу.

Ольга Буянова: Иногда я слышу о том, что люди побаиваются встать на путь самоосознания из-за того, что боятся стать белыми воронами общества, боятся, что это может помешать их деятельности. Можно ли развиваться в рамках трансцендентного знания Вед и при этом оставаться в рамках принятых в обществе норм поведения?

Александр Хакимов

Александр Хакимов: Сейчас это уже не так страшно, как раньше. Но страшно бывает, например, предавать свою религию. Люди говорят, «я православный по рождению, а тут Веды, Индия… Страшно. Я стану предателем или отступником». Но мы не говорим о религии или о конфессии. Мы говорим о Боге в сердце, о способностях человека, о его духовном могуществе. О Боге человек может получить знание откуда угодно: из Библии, из Корана, из Вед… Но это не религиозный вопрос, это вопрос стремлений и качеств человека - вот об этом все забыли. Религия сейчас говорит о Боге, но образ жизни человека изменить не может: люди так же пьют водку, едят мясо… - религия не может остановить деградацию. Наша цель не менять религию, а остановить деградацию.

Источник: veda.ru


Видео
Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика