Слава Шримати Рукмини Деви

Поделиться
Дата: 18.05.2016 | Время на чтение: 29–30 мин.
Слава Шримати Рукмини Деви

Май 15, 2016 — Канада (ВСКР) — Рукмини Двадаши, явление Рукмини Деви, соблюдается 17 мая.

В Ануччеде, 386 «Шри Прити-сандарбха», том 1, Шрила Джива Госвами описывает праная-ману, гнев ревности или гордость без причины. Не имея внешней причины, этот гнев вызван лишь любовными играми. Описывая праная-ману, Шри Джива Госвами рассматривает игры Господа Кришны и Рукмини Деви, описанные в 10 песне «Шримад-Бхагаватам»:

тасам тат-саубхага-мадам
викшйа манам ча кешавах
прашамайа прасадайа
татраивантарадхийата


«Господь Кешава, видя, что гопи слишком возгордились выпавшей им удачей, захотел умерить их гордость и одновременно пролить на них милость. Решив так, Он мгновенно исчез».

Комментарий 

Слово прасадайа имеет в этом стихе большое значение. Господь Кришна вовсе не собирался бросить девушек; напротив, с помощью этого блестящего хода Он хотел сделать их любовь еще сильнее. В конце концов, гопи гордились Кришной, а не кем-то другим. Как станет ясно позже, Он устроил этот спектакль, чтобы оказать особое внимание прекрасной дочери царя Вришабхану.

В Ануччеде, 386, «Прити-сандарбха», Шри Джива Госвами дает подробное описание великой любви Рукмини к Кришне:

«У гопи возникает беспричинная гордость (ахету), а у Господа Кришны — гордость со слабым отражением причины (хети-абхаса). Погружаясь глубже в водоворот лукавства, гопи еще сильнее ощущали гордость и гнев от любви. И когда Кришна скрылся от них, их злость стала возвышенна и чиста. Другие возлюбленные Господа Кришны (кроме гопи) выражают скорбь, страх и беспокойство, когда их охватывает гнев по какой-либо причине. Пример этому мы можем видеть в главе «Шримад-Бхагаватам», в которой Господь Кришна дразнил царевну Рукмини любовными шутливыми словами. Он хотел подшутить над ней. Царевна Рукмини была очень мудрой, а ее любовь — искренней. Господь Кришна подумал: «Я хочу насладиться гневом Моей возлюбленной. Ее эмоции выльются в слова, которые раскроют ее великую любовь ко Мне. Но она может неверно истолковать Мои намерения. Она или разозлится, или скажет, что не понимает моих слов. В таком случае я попытаюсь подшутить над ней. Даже когда ее брата обезобразили, она не разозлилась. Не следует продолжать действовать в том же духе. Однако, счастье, которое она ощущает в общении со Мной, является смыслом ее жизни. Возможно, посмеявшись над ее гордостью от общения со Мной, Я смогу разозлить ее. Если и тогда она не разозлится, я напугаю ее разлукой со Мной, и тогда она произнесет слова, которые раскроют ее любовь ко Мне». Размышляя таким образом, Господь Кришна произнес шутливые любовные слова, которые содержатся в стихе «Шримад-Бхагаватам» (10.60.10):

раджа-путрйпсита бхупаир. . .


«Моя дорогая царевна, твоей руки добивались многие цари, могущественные, словно правители планет. Все они были щедро наделены властью, богатством, красотой, великодушием и физической силой».

То, что Господь Кришна шутил, также видно в следующих словах стиха «Шримад-Бхагаватам» (10.60.9):

там рупинйм. . . прйтах смайанн


«Разглядывая ее, саму богиню процветания, стремящуюся только к Нему, Господь Кришна улыбался».

Таким образом, мы видим, что Господь Кришна просто шутил. Искренность любви царевны Рукмини описана в словах «Шримад-Бхагаватам» (10.60.25):

тад дрштва бхагаван кршнах
прийайах према-бандханам
хасйа-праудхим аджанантйах
карунах со 'нвакампата. . .


«Видя, что Его возлюбленная от любви к Нему не смогла понять истинный смысл Его шутливых слов, милосердный Господь Кришна пожалел ее».

«Господь вскочил с ложа. Проявив четыре руки, Он поднял Рукмини, собрал ее волосы и Своей нежной, как цветок лотоса, ладонью стал гладить ее лицо».

Свадьба Рукмини и Кришны Guler, Himachal Pradesh, c. 1820 Национальная галерея Автралии

В этих стихах слова «хасйа-праудхим» означают «смысл Его шутливых слов». Здесь Господь Кришна с гордостью подумал: «И, хотя сама она очень мудра, а ее любовь искренна, Я спровоцирую ее». Слово «аджанантйах» означает «поскольку в ее сладостной и искренней любви не было хитрости или обмана, она не поняла смысла слов Господа Кришны». Это описано в следующих словах «Шримад-Бхагаватам»: (10.60.28):

хасйа-праудхи-бхрамач-читтам


«Рукмини была введена в заблуждение Его поддразниваниями."

Ради забавы Господь Кришна хотел увидеть ее любовный гнев. И Он сказал ей в «Шримад-Бхагаватам» (10.60.29–31):

ма ваидарбхй асуйетха
джане твам мат-парайанам
твад-вачах шроту-камена
кшвелйачаритам ангане

«О Вайдарбхи, не обижайся на Меня. Я знаю, что ты безраздельно предана Мне. Я просто шутил, дорогая Моя, потому что хотел послушать, что ты скажешь в ответ».

мукхам ча према-самрамбха
спхуритадхарам икшитум
ката-кшепарунапангам
сундара-бхру-кутй-татам


«Еще Я хотел посмотреть на твое лицо с дрожащими от любовного гнева губами, на красноватые уголки твоих глаз, на то, как ты бросаешь взгляды искоса и хмуришь брови».

айам хи парамо лабхо
грхешу грха-медхинам
йан нармаир ййате йамах
прийайа бхйру бхамини


«О застенчивая, но темпераментная супруга, для семейного человека нет ничего приятнее, чем шутить с любимой женой».

Хотя сначала она была напугана, теперь Рукмини была недовольна. Поэтому Господь Кришна отбрасывает идею о том, что Рукмини безропотно подчиняется Ему. Слово «бхамини» употребляется в звательном падеже.

Господь Кришна, жаждавший увидеть, как Рукмини открывает свою любовь к Нему, говорит в «Шримад-Бхагаватам» (10.60.49):

садхвй этач-чхроту-камаис твам
раджа-путрй праламбхита

«О святая женщина, о царевна, Я обманул тебя лишь затем, что хотел услышать, как ты будешь говорить, возражая Мне. Поистине, все, что ты сказала Мне в ответ, абсолютно справедливо».

Желая опровергнуть утверждение Господа Кришны в «Шримад-Бхагаватам» (10.60.49) и также раскрыть правду о Нем, царевна Рукмини произносит следующие слова в «Шримад-Бхагаватам» (10.60.38):

твам ваи самаста-пурушартха-майах пхалатма. . .


«Ты воплощение всего, к чему может стремиться человек, и высшая цель жизни. О всемогущий Господь, желая достичь Тебя, разумные люди отказываются от всего остального. Твоего общения достойны лишь они одни, а вовсе не те мужчины и женщины, кто погружен в радости и печали, порожденные их влечением друг к другу».

Осознав, что Господь Кришна просто шутил, царица Рукмини слегка разгневалась, о чем так желал Господь. Она сказала в «Шримад-Бхагаватам» (10.60.40):

джадйам вачас тава гадаграджа. . .


«Мой Господь, словно лев, который разгоняет мелких животных и забирает принадлежащую ему добычу, Ты одним звоном тетивы Своего лука Шарнга прогнал всех собравшихся царей, а затем забрал меня, по праву принадлежащую Тебе. Поэтому, дорогой Гадаграджа, заявлять, будто Ты испугался этих царей и потому спрятался в океане, просто глупо».

Слово «джадйам» значит «величайшая глупость», а «мадхурьям» означает «величайшая сладость» в «Шри Кришна-карнамрите» Шрилы Билвамангала Тхакура (текст 68):

мадхурйам эва ну мано-найанамритам ну


«Господь Кришна — сладчайший нектар, наполняющий глаза и сердце».

Своими шутливыми словами Господь Кришна хотел поддразнить царевну Рукмини и уничтожить ее гордость за то, что она всегда находилась в Его обществе. Это можно увидеть в словах Шрилы Шукадевы Госвами в «Шримад-Бхагаватам» (10.60.21):

этавад уктва бхагаван
атманам валлабхам ива
манйаманам авишлешат
тад-дарпа-гхна упарамат


«Рукмини считала, что Господь любит ее больше всех, так как Он никогда не расставался с ней. Сказав ей все это, Он нанес удар по гордости царицы. После этого Господь замолчал».

У Господа Кришны также была другая цель, которую мы можем увидеть в следующих словах, произнесенных Им в «Шримад-Бхагаватам» (10.60.56):

бхратур вирупа-каранам йудхи нирджитасйа
продваха-парвани ча тад-вадхам акша-гоштхйам
духкхам самуттхам асахо 'смад-айога-бхйтйа
наивабравйх ким апи тена вайам джитас те


«Когда твой брат, которого победили в сражении, а затем обезобразили, был убит во время игры в кости на свадьбе Анируддхи, ты ощутила нестерпимое горе, однако, боясь потерять Меня, не проронила ни слова. Этим молчанием ты покорила Меня».

В этой главе «Шримад-Бхагаватам» показана великая любовь царевны Рукмини к Господу Кришне и естественное отсутствие у нее гнева. Из этого мы видим, что это действительно правда, что возлюбленные Господа Кришны любят Его очень сильно. Когда заканчиваются проявления гордости и гнева, тогда начинается самбхога. Об этом говорится в словах «Шримад-Бхагаватам» (10.33.1):

иттхам бхагавато гопйах шрутва вачах су-пешалах
джахур вираха-джам типам тад-ангопачиташишах


«Выслушав ласкавшие их слух слова Верховной Личности Бога, гопи позабыли о том горе, которое им пришлось испытать в разлуке с Кришной. Они прикоснулись к Его трансцендентному телу и поняли, что все их желания осуществились».

Значение этого стиха предельно ясно. Этот стих был произнесен Шрилой Шукадевой Госвами.

Свадьба Рукмини и Кришны




Видео
Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика