Господь Чайтанья как основатель Гаудия-вайшнавизма

Поделиться
Дата: 31.07.2016 | Время на чтение: 14–15 мин.
Господь Чайтанья как основатель Гаудия-вайшнавизма

От Господа Чайтаньи до наших дней Его философия дошла без искажений благодаря цепи ученической преемственности – парампаре. Что же отличает эту философию от множества других и как современный человек может понять ее?

Что такое Гаудия-вайшнавизм?

Гаудия-вайшнавизм – это направление вайшнавизма (то есть традиции, в которой поклоняются Господу Вишну), которое зародилось в провинции Гаудадеша на территории современных Западной Бенгалии и части Бангладеша. На бенгали «гауда» означает «мед», поэтому название «Гаудия-вайшнавизм» указывает на то, что оно самое «сладкое» из всех направлений вайшнавизма.

Санкиртан - призыв людей Кали-юги

Его «сладость» заключается в том, что оно является образцом милосердия, так как его могут практиковать даже люди, которые с рождения не следуют строго всем ведическим принципам. Даже закоренелые грешники могут начать практиковать гаудия-вайшнавизм, со временем очиститься и даже достичь очень высокого духовного уровня. Кроме того, это направление раскрывает аспект любви к Богу, который предыдущие духовные учители не обсуждали, хотя он и существовал, а именно – духовную супружескую любовь к Богу.

Господь Чайтанья

Господь Чайтанья – это аватара (воплощение) Бога, которая приходит в «век раздора», как называется нынешняя эпоха. В обычной мирской литературе Он описывается как «историческая личность» и «религиозный реформатор». Люди поклоняются Богу формально для удовлетворения своих материальных желаний, но Господь Чайтанья приходит, чтобы научить их любви к Нему, о которой они забыли. Приход Господа Чайтаньи был описан в различных священных писаниях, в том числе в «Шримад-Бхагаватам», и там же описываются признаки, по которым Его можно узнать.

Несмотря на то, что Господь Чайтанья – это сам Бог, Он не признает себя Им, считая себя Его слугой. Шри Чайтанья делает это для того, чтобы подать людям пример, как должен вести себя совершенный слуга Бога. Для этого Он даже принимает духовного учителя, который обучает Его духовной науке. Хотя Богу и не нужен учитель, Господь Чайтанья принял его и проявлял к нему всяческое уважение, чтобы показать, насколько важно на духовном пути получать наставления от гуру.

Цепь духовных учителей

В направлении гаудия-вайшнавизма, как и вайшназима в целом, духовная наука передается только по цепи духовных учителей. Это означает, что ученик получает знание от гуру, который, в свою очередь, получил его от своего гуру и так далее. Разумеется, у одного гуру может быть не один, а много учеников, и все они также могут стать учителями, если достигнут серьезного духовного уровня. Это обеспечивает передачу знания в неискаженном виде – как оно было получено от святых, мудрецов и от самого Господа. Такое знание проверено веками и подтверждено многими возвышенными личностями. Если же человек начинает проповедовать идеи, которые он придумал сам, а не получил от своего духовного учителя, велика вероятность того, что он обманет и себя, и других. Самым маленьким ущербом от этого будет потерянное время.

Санкиртан Господа Чайтаньи и егоспутников

В гаудия-вайшнавизме цепь духовных учителей начинается с Господа Брахмы, который создал эту Вселенную. Брахма, в свою очередь, получил знание от самого Господа Вишну, который является его гуру. Брахма передал это знание своему сыну Нараде, тот – Вьясе и так далее; от Мадхавендры Пури оно перешло его ученику Ишваре Пури, который стал духовным учителем Чайтаньи Махапрабху («Махапрабху» означает «Великий Господин»). Как уже было сказано, Чайтанья Махапрабху, хотя и был Самим Господом, принял духовного учителя, чтобы показать обычным людям пример того, как важно учиться у гуру.

В вайшнавизме есть также и другие течения и направления; это не значит, что они являются неверными. Вайшнавизм похож на дерево со множеством веток: на каждой ветке растут новые веточки, из которых, в свою очередь, вырастают новые. Ствол и корни остаются теми же – признается существование единого Бога, которого называют Вишну, или Кришна.

Философия Чайтаньи Махапрабху

Согласно философии Чайтаньи Махапрабху, душа является вечным, любящим слугой Бога, и ее задача – развить утраченную любовь к Нему и вернуться в духовный мир. Духовный мир вечен и наполнен счастьем, в отличие от этого мира, где все временно и даже счастье, в конце концов, оборачивается страданием. Господь Чайтанья проповедовал, что для развития любви к Богу нужно петь Его святые имена, потому что они обладают огромной духовной силой и очищают сердце человека.

Уборка храма Гундичи в Пури

Для проповеди этой идеи Он проходил с группой киртана (поющей святые имена) по многим деревням и городам Индии. К группе присоединялись тысячи людей, которые очищались и обретали любовь к Богу. До сих пор в Индии есть целые деревни, где все поголовно жители воспевают имена Вишну, или Кришны, – это результат того, что по тем местам проходил поющий святые имена Господь Чайтанья, или, как его иначе называют, Господь Гауранга.

Он не оставил после себя никаких произведений кроме 8 четверостиший, которые называются «Шри Шикшаштака» («Восемь наставлений»). Одно из наставлений звучит так:

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих


Перевод: «Следует воспевать святое имя Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице. Нужно стать терпеливее дерева, освободиться от чувства ложного престижа и быть готовым оказать почтение другим. В таком состоянии ума можно воспевать святое имя Господа постоянно».

Этот стих считается чрезвычайно важным для последователей гаудия-вайшнавизма, так как он описывает залог успеха в достижении цели духовной практики – нужно быть смиренным и очень терпеливым.

Несмотря на то, что Чайтанья Махапрабху написал всего лишь это небольшое произведение, он дал своим современникам и близким друзьям, а также будущим поколениям вайшнавов наставление писать книги, где описывается любовь к Богу и путь ее достижения. В результате сейчас у нас есть бесценные произведения выдающихся вайшнавов, таких как Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами, Рагхунатха дас Госвами, Джива Госвами, Гопала Бхатта Госвами, Кришнадас Кавирадж Госвами. Кроме того, есть и другие, которые жили позже Чайтаньи Махапрабху, но в совершенстве поняли его учение, так как узнали о нем от своих учителей. Этих святых много, поэтому сложно перечислить здесь их всех. Самые знаменитые из них – Бхактивинода Тхакур, Бхактисиддханта Сарасвати и, конечно, Шрила Прабхупада.

Чайтанья Махапрабху и Шрила Прабхупада

Шрила Прабхупада

Шрила Прабхупада – это один из ярчайших последователей гаудия-вайшнавизма, который принес его в западный мир. Хотя его и Чайтанью Махапрабху исторически разделяют боле 300 лет, их связывают уникальные отношения. Ведь Шрила Прабхупада исполнил предсказание Господа Чайтаньи, которое большинство индийцев считало невозможным: «В каждом городе и каждой деревне на Земле будут прославлять Мое имя». Вот еще одно его предсказание: 

«Даже если грешники отвергнут религию и убегут в другие страны, они все равно получат Мою милость. Я пошлю моего сенапати-бхакту (главнокомандующего), чтобы он пошел туда и освободил их».


Шрила Прабхупада стал тем самым посланником Чайтаньи Махапрабху. Выполняя желание своего гуру, в возрасте 69 лет он отправился на грузовом судне в Америку. Шрила Прабхупада стал учителем для многих людей, которые высоко оценили его философию – пробуждение любви к Богу в служении Ему. Он сделал путь достижения этой цели доступным для каждого, изложив в своих уникальных «комментариях Бхактиведанты» к ведическим писаниям процесс преданного служения, который любой человек может практиковать сегодня в любых условиях и любой стране.




Видео
Золотая аватара
Фото
Аудио
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика