Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада о вегетарианстве

Автор: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Поделиться
Дата: 21.06.2016 | Время на чтение: 21–22 мин.
Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада о вегетарианстве

Несколько отрывков на тему вегетарианства и ахимсы (ненасилия) из комментариев великого ачарьи к священным ведическим писаниям:

Убийство животного замедляет его эволюцию

«Все живые существа должны отбыть определённый срок в том или ином материальном теле. Этот срок установлен свыше, и он должен истечь, прежде чем они смогут переселиться в другое тело или подняться на более высокую ступень эволюционной лестницы. Убийство животного или любого другого живого существа лишает его возможности до конца отбыть срок, отведённый ему для пребывания в определённом теле. Человек ни в коем случае не должен убивать другие живые существа ради собственного удовольствия, потому что тот, кто лишает их жизни, запутывается в сетях греховной деятельности» («Шримад-Бхагаватам», комм.)

Миф о недостатке

«По воле Верховной Личности Бога на Земле может вырасти столько фруктов, зерна и других продуктов питания, что все люди в мире не смогут их съесть, даже если будут есть в десять раз больше, чем сейчас. В материальном мире нет недостатка ни в чем, кроме сознания Кришны. Если люди обретут сознание Кришны, то по трансцендентной воле Верховной Личности Бога пища произрастет в изобилии, и у людей не будет никаких экономических проблем. Понять этот факт совсем не сложно. Рост фруктов, овощей, цветов зависит не от нашей воли, но от верховной воли Всевышнего. Если Господь доволен нами, Он может обеспечить нас достаточным количеством фруктов, цветов и всего остального, но если люди безбожны, то природа, повинуясь Его воле, прекратит снабжать их пищей.» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 9.38, комм.). 

Здесь нет ни в чём недостатка

«Если поставить на тротуаре много мешков с мукой и предложить их прохожим, один возьмет десять, а то и двадцать мешков, другой — двадцать или тридцать, а тот, кому не на чем их увезти, возьмёт один или два. Таким образом, распределение будет неравным. И это называется прогрессом цивилизации! Нам неведомо даже то, что известно голубям, собакам и кошкам. Всё сущее принадлежит Верховному Господу, и мы должны брать лишь то, что нам действительно необходимо, и не посягать на остальное. Это и есть знание. Господь устроил этот мир так, что здесь ни в чём нет нужды. Тут всего вдоволь, нужно лишь уметь всё правильно распределять. Но сейчас мир находится в плачевном состоянии: одни берут больше, чем им необходимо, а другие умирают от голода. Поэтому голодающие массы восстают и призывают виновных к ответу» («Раджа-видья», стр. 81).

Коров следует защищать

«Молоко сравнивают с эликсиром бессмертия. Разумеется, одно молоко не может сделать человека бессмертным, но оно может продлить жизнь. В наше время люди не придают молоку особого значения и потому живут не очень долго. Хотя в нынешний век люди могут жить до ста лет, продолжительность их жизни сокращается, ибо они не пьют достаточно молока. Это примета Кали-юги. В Кали-югу люди, вместо того чтобы пить молоко, предпочитают убивать животных и поедать их плоть. В наставлениях, которые Верховный Господь дал в «Бхагавад-гите», говорится о го-ракшье, защите коров. Коров следует защищать, получать от них молоко и готовить из этого молока пищу. Человек должен пить много молока, чтобы дольше жить, развивать умственные способности, заниматься преданным служением и в конечном счете обрести милость Верховной Личности Бога.» («Шримад-Бхагаватам», 8.6.12, комм.).

Тот, кто убивает, будет убит

«Если профессиональный мясник убивает тысячи животных, чтобы другие люди могли есть их мясо, он должен быть готов к тому, что его самого будут убивать таким же способом жизнь за жизнью. Есть немало негодяев, которые нарушают собственные религиозные принципы. В иудеохристианских писаниях ясно сказано: «Не убий!» Но, несмотря на это, под разными предлогами даже главы религий не брезгают мясом, выдавая себя при этом за святых. Весь этот балаган, все это лицемерие приводит к неисчислимым бедам; именно по этой причине периодически случаются большие войны. Массы таких людей выходят на поля сражений и убивают друг друга. А в наш век они изобрели атомную бомбу, которая только и ждет своего часа, чтобы разрушить весь мир.» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.251, комм.)

Убийцы животных не являются цивилизованными людьми

«Мы знакомы с искусством приготовления высококачественных пищевых продуктов из молока. Кровь коров очень питательна, но цивилизованные люди используют её в форме молока. Молоко – не что иное, как видоизменённая кровь коровы. Из молока делают йогурт, творог, гхи (топлёное масло) и другие продукты; комбинируя молочные продукты с зерновыми, фруктами и овощами, вы можете приготовить сотни блюд. Убиение животных и поедание их плоти не признак цивилизованности» («Наука самоосознания», стр. 14)

У животных тоже есть право на жизнь

Журналист: ...Другой пункт «Декларации Независимости» гласит, что все люди наделены Богом определёнными естественными правами, которые не могут быть отняты от них. Это – право на жизнь, право на свободу и... 

Бхактиведанта Свами Прабхупада: Но ведь и животные также имеют право на жизнь. Почему животные не могут иметь права на жизнь? Зайцы в лесу, например, ведут определённый образ жизни. Почему же тогда правительство позволяет охотникам убивать их? 

Журналист: Имелось в виду убийство человека. 

Бхактиведанта Свами Прабхупада: Тогда у них нет настоящей философии. Такой узкий взгляд, что только люди хороши, и я могу убивать всех остальных, преступен. Разве это философия? Истинная философия – сухридам сарва бхутанам, «дружелюбие ко всем живым существам» («Наука самоосознания», стр. 209)

Сатанинская «философия» мясоедов

«Придерживаться принципа неприменения насилия к людям и убивать бедных животных или быть их врагами — это философия Сатаны. В наш век к несчастным животным относятся враждебно, поэтому бедные создания пребывают в постоянной тревоге. Реакция несчастных животных переносится на человеческое общество, и поэтому в нем все время сохраняется напряженная обстановка, выражающаяся в форме «холодных» или «горячих» войн между отдельными людьми, группировками и странами» («Шримад-Бхагаватам», 1.10.6, комм.). 

Есть ли у животных душа

Бхактиведанта Свами Прабхупада: Некоторые люди говорят: «Мы верим, что у животных нет души». Это неправильно. Они верят в то, что у животных нет души, потому что хотят поедать этих животных. Но в действительности у животных есть душа. 

Журналист: Откуда вам известно, что у животных есть душа? 

Бхактиведанта Свами Прабхупада: Вы можете в этом убедиться. Существуют доказательства... Животные едят – и вы едите, животные спят – и вы спите, животные обороняются – и вы обороняетесь, у животных есть дети – и у вас тоже есть дети, у животных есть место, где они живут, – и у вас тоже есть своё жилище. Если порезать тело животного, потечёт кровь, если порезать ваше – произойдёт то же самое. Можно провести длинный ряд аналогий. Почему же вы отвергаете одну-единственную аналогию – присутствие души? Это нелогично. Вы изучали логику? В логике есть понятие, называемое аналогией. Аналогия означает, что мы выводим о чём-то заключение, обнаружив ряд сходных черт. Если существует столько общих свойств у людей и у животных, почему мы отвергаем одно-единственное общее свойство? Это нелогично и ненаучно («Наука самоосознания», стр. 35–36).  

 Убийцы животных имеют каменное сердце

«Находятся негодяи, которые выдвигают теорию о том, что у животных нет души или, другими словами, что они мало чем отличаются от мертвого камня. Так эти люди пытаются оправдать убийство животных, заявляя, что в этом нет никакого греха. Но в действительности животные — не мертвый камень. Это у тех, кто их убивает, каменное сердце. Поэтому они глухи к любым доводам разума и философским объяснениям и продолжают открывать бойни и убивать животных в лесу» («Шримад-Бхагаватам», 4.26.9, комм.). 

Убийцы животных родятся животными и будут убиты

«Убивая животных, мы не только лишаем себя человеческой формы жизни, но и обрекаем себя на рождение в теле животного, где нас убьет то самое животное, которое мы убиваем сейчас. Таков закон природы» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.252, комм.). 

Убийство животных под прикрытием религии или для употребления в пищу запрещено 

 «Едва ли не во всех странах мира последователи официальных религий под видом исполнения тех или иных заповедей убивают животных. Говорят, что, когда Господу Иисусу Христу было двенадцать лет, он увидел, как в синагогах иудеи приносят в жертву птиц и зверей, и был настолько потрясен, что отверг иудейскую религию и позже основал новую религиозную систему, требующую строгого соблюдения ветхозаветной заповеди «Не убий». Тем не менее в наши дни животных не только «приносят в жертву», но и просто убивают в огромных количествах, открывая повсюду новые и новые бойни. Убивать животных — как из религиозных соображений, так и в угоду своему желудку — это гнусное преступление, и оно осуждается в данном стихе.» («Шримад-Бхагаватам», 7.15.10, комм.). 

Бог – вегетарианец

Мистер Файл: Вы вегетарианцы? 

Бхактиведанта Свами Прабхупада: Да, потому что Кришна – вегетарианец. Кришна может есть всё, поскольку Он – Бог, но в «Бхагавад-гите» (9.26) Он говорит: «Если человек предложит Мне с любовью и преданностью лист, цветок, плод или воду, Я приму их». Он нигде не говорит: «Предлагай Мне мясо и вино» («Наука самоосознания», стр. 185).

Не убивай

Отец Эммануил: Разве Кришна не может дать разрешение есть животных? 

Бхактиведанта Свами Прабхупада: Да, может, для представителей животного царства. Однако цивилизованный человек, религиозный человек не должен убивать и поедать животных. Если вы перестанете убивать животных и будете воспевать святое имя Христа, то достигнете совершенства. Я думаю, мы могли бы сотрудничать. Но, воспевая имя Христа, его последователи должны прекратить оправдывать убийство животных. Это не моя философия, эта концепция основана на учении Библии. Пожалуйста, действуйте в соответствии с этим, и вы увидите, что обстановка в мире изменится» («Наука самоосознания», стр. 129–133). 

Физический эффект мясоедения

«Занимаясь земледелием, человек может получать в достатке зерно, а заботясь о коровах, — обеспечивать себя молоком, простоквашей и топленым маслом. Если бережно относиться к лесам, там можно собирать много меда. К несчастью, в современном обществе люди безжалостно убивают коров, дающих молоко, из которого можно делать масло, простоквашу и другие продукты, рубят лес, где можно брать мед, и, вместо того чтобы заниматься сельским хозяйством, строят заводы, на которых производят гайки, болты, автомобили и спиртные напитки. О каком же счастье может идти речь? Идя путем материализма, люди обрекают себя на тяжкие страдания. Они постепенно становятся все меньше и меньше ростом и в конце концов выродятся в карликов. Их тела очень быстро разрушаются и покрываются морщинами, их пот нечист и от него исходит неприятный запах, потому что они питаются отвратительной пищей. Такое общество никак не назовешь развитым.» («Шримад-Бхагаватам», 5.16.25, комм.). 

 Здесь и так уже достаточно пищи

«Современный уровень сельского хозяйства позволяет производить достаточное количество зерна повсюду в мире, поэтому существование скотобоен ничем не оправдано. В некоторых странах иногда образуются такие большие излишки зерна, что его приходится выбрасывать в море. Иногда правительство даже налагает запрет на выращивание зерновых культур. Отсюда следует, что земля производит достаточное количество зерна, чтобы прокормить все человечество, но правильному распределению продуктов питания мешают торговые ограничения и стремление людей к наживе. Поэтому в некоторых районах земли зерна не хватает, а в других люди не знают, что с ним делать.» («Шримад-Бхагаватам», 4.17.25, комм.). 

 Вегетарианцы совершают оправданное насилие, в отличие от неоправданного 

«Люди иногда спрашивают: «Вы призываете нас не есть мясо, а сами едите овощи. Разве это не насилие?» Мы согласны с тем, что употребление в пищу овощей является насилием. Вегетарианцы также живут за счет других живых существ, поскольку овощи тоже живые. Непреданные забивают коров, коз и других животных, употребляя в пищу их плоть, но преданный, который является вегетарианцем, также совершает убийство. Однако этот стих ссылается на очень важный закон природы: каждое живое существо вынуждено поддерживать свое существование, убивая другие живые существа. Джӣво джӣвасйа джӣванам: одно живое существо живет, питаясь другими. Таким образом, человек имеет право применять насилие, но только в пределах необходимого» («Шримад-Бхагаватам», 3.29.15, комм.). 

Идеальная диета

«Пища должна увеличивать продолжительность жизни, очищать ум и прибавлять сил. Это ее единственное предназначение. В прошлом великие мудрецы определили те продукты, которые больше всего укрепляют здоровье и увеличивают продолжительность жизни: это молоко и молочные продукты, сахар, рис, пшеница, фрукты и овощи. Жиры животного происхождения содержатся в молоке, самом чудесном из всех продуктов. Получая животные жиры из молока, сливочного масла, творога и других молочных продуктов, мы избавляемся от необходимости убивать невинных животных. Убивать их могут только очень жестокие люди. Цивилизованные люди получают необходимые жиры из молока, а убийство животных может быть нормой только среди нелюдей. Белки в изобилии содержатся в горохе, дале, цельной пшенице и других продуктах». Самой лучшей пищей являются остатки блюд, предложенных Верховной Личности Бога. В «Бхагавад-гите» Верховный Господь говорит, что Он принимает кушанья, приготовленные из овощей, молока и муки, если они предложены Ему с любовью и преданностью. Патрам пушпам пхалам тойам. Разумеется, Господь принимает прежде всего нашу преданность.» («Бхагавад-гита», 17.8-10, комм.).



Видео
Фото
Аудио
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика