Фанатизм на местах, или Величие Шрилы Прабхупады

Поделиться
Дата: 14.07.2016 | Время на чтение: 17–18 мин.
Фанатизм на местах, или Величие Шрилы Прабхупады

Фанатизм – это хорошо или плохо? Давайте обсудим. И что такое фанатизм? 

Прабхавишну Свами еще в начале 90-х сказал, что надо быть фанатиком. Не знаю, в каком контексте, при каких обстоятельствах. Но помню, что потом я сам оправдывал некоторые свои откровенно бездушные поступки, черствое поведение этой фразой. Сейчас, когда я сам на себе испытал действие фанатизма, могу сказать, что для себя лично считаю, что оголтелый фанатизм, когда отключен разум – это плохо. Это очень плохо. Это даже может сломать человека. Убить его веру в хорошее, в то, что кришнаиты – это хорошие ребята, в то, что Кришна – добрый Бог. 

Шрила Прабхупада говорил, что практичность – наш принцип. Он учил нас применять наставления священных писаний в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Нет, это вовсе не отступление от принципов, тут как раз Шрила Прабхупада был непреклонен. Но в то же время он был добр и некоторым позволял то, чего не мог позволить другим. Он видел наш уровень. Он был практичным.

Почему Шрила Прабхупада разрешил этому преданному ничего не делать? Из сострадания к этому преданному. Потому что это был особый случай.

И в жизни каждого из нас бывают такие случаи, когда, чтобы не разрушить веру человека, чтобы сохранить в нем остатки энтузиазма, мы должны отбросить некую жесткость, фанатизм, и дать человеку сознание Кришны в мягкой форме.

Мое мнение, фанатизм – это почти всегда плохо, потому что прикрываясь благими делами, великими личностями, цитатами из шастр можно очень унизить человека. И тогда ему не будет нужен ни Кришна, ни вайшнавы.

Мадана Мохан прабху (Максим Осипов) в своем семинаре «Что такое хорошо и что такое плохо» приравнивает религиозных фанатиков к атеистам:

«Чаще всего такая философия порождает кого? Фанатиков. Людей, которые в жертву своих религиозных убеждений могут принести любого. Например, во имя Бога могут врезаться на самолете в башню. И считать это великим и благим делом. Между ними и атеистами в этой ситуации оказывается очень мало разницы. Для атеистов отсутствие Бога является оправданием их желаний. Вседозволенности. Бога нет, и поэтому можно делать все, что угодно. А для этих людей наличие Бога, который только с нами, наш крестный Отец, который только наш единственный Бог, пророк, является оправданием вседозволенности. Он с нами. Он позволяет нам делать все, что угодно ради Него. Первые − абсолютно безэтичные люди, вторые, получается, − точно такие же. Они верят в Бога, как в Того, кто покрывает все и прощает. И нет никакой разницы ни в том, ни в другом случае. Одни и те же люди. И тех и других можно описать одними и теми же словами из «Бхагавад-гиты». Но парадокс − одни люди верующие, а другие атеисты. Одни могут быть материалистами, другие кришнаитами или кем-нибудь еще. Поэтому этика, в данном случае, становится разменной монетой наших собственных желаний. Поэтому здесь естественно возникают проблемы. Здесь Бог не нужен, а здесь Бог нужен. Настолько нужен, что мы все оправдываем целиком и полностью Его заповедями»


Но все же я начал писать немного по другому поводу. Я заметил в себе признаки фанатизма. Здесь на форуме была попытка поставить под сомнение слова Шрилы Прабхупады. И я вижу в себе религиозного фанатика: я не готов слышать, читать даже намека на то, что Шрила Прабхупада не прав.

Дозволительно ли здесь проявлять жесткость? Преданный вроде как должен быть всеблагим, у него не должно быть врагов, а причинять беспокойства другим преданным – это вообще вайшнава-апарадха.

Но я могу объяснить, откуда такого рода фанатизм, если это можно назвать фанатизмом, берется: «Пункт 1. Шрила Прабхупада всегда прав. Если вам кажется что-то другое – смотрите пункт номер 1». На своем примере.

Я, может, наверняка никогда не пойму, насколько Шрила Прабхупада дорог Кришне, и что он сделал для всего человечества. Но я по милости своего духовного учителя начал понимать (и на других ветках форума это писал не раз), что он сделал для меня. Такие вещи обычно не выносятся на публику. Они должны быть в сердце. Внутри. Но я вынужден писать это, чтобы доказать, что Шрила Прабхупада дорог мне, что он для меня непререкаемый авторитет.

Как справедливо сказал Чайтанья Чандра Чаран прабху про критиков ИСККОН: 

«Они не понимают, в чем особенность Шрилы Прабхупады».


И действительно, такие люди, видимо, считают Шрилу Прабхупаду одним из многих преданных Господа, они не признают его ачарьей. Я не буду сейчас пересказывать азы о том. кто такой гуру и как он важен в духовной жизни. Я просто хочу нарисовать картину: представьте, если бы Шрилы Прабхупады не было. Не пришел бы он за нами. Что было бы тогда? Узнали бы вы о Харе Кришна маха-мантре? Может быть от какого-то заезжего йога, который торгует мантрами направо-налево. Узнали бы вы о Господе Кришне? Может быть от того же самого йога. Что бы вы делали сейчас, чем бы занимались? Какого Бога вы бы искали? 

Да, переводы Шрилы Прабхупады могут отличаться от других переводов с санскрита. Это естественно: найдите в мире хоть одно произведение, которое бы два разных переводчика перевели бы одинаково. Да, Шрила Прабхупада где только можно в переводах вставляет имя Кришна. Он это делает из любви к Кришне и из сострадания к нам, потому что только так до людей века Кали можно донести хоть что-то: надо все время им повторять об этом. Шрила Прабхупада был гений! Потому что Кришна – гений, а Прабхупада исполнял его волю.

Обладая глубокой преданностью к своему духовному учителю, в преклонном возрасте Шрила Прабхупада приехал к нам и дал нам Кришну. Что, скажите, что толкнуло его совершить такой подвиг? Абсолютная вера и преданность своему духовному учителю! Шрила Прабхупада подал нам пример, как надо относиться к гуру. То, что говорит гуру – самое важное в нашей духовной жизни. Только благодаря гуру мы идем по духовному пути. Стоп. Почему я это пишу? Ведь это прописная истина, и Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите». Но как показывает практика, эта истина, к сожалению, не для всех…

Шрила Прабхупада – гуру для каждого. И прошло всего тридцать с небольшим лет с того момента, как Шрила Прабхупада покинул эту планету. Но мы видим, как находятся те, кто сомневается в Шриле Прабхупаде. И когда я вижу, что преданные сомневаются в переводах Шрилы Прабхупады, во мне пробуждается гнев, я становлюсь фанатиком. Это, видно, урок для меня – я должен научится по-другому реагировать. Но как, скажите мне, реагировать, если только благодаря Шриле Прабхупаде я еще живу на этой земле. Благодаря ему я увидел свое печальное положение, я начал меняться в лучшую сторону. Он изменил мою жизнь. Изменил еще в 1965 году – за 15 лет до моего рождения. Если бы он не приехал в Америку, на Запад, я просто не знаю, что бы сейчас было со мной. Что-то плохое, это точно. Я не могу реагировать по-другому, когда кто-то пытается разрушить мою веру в Шрилу Прабхупаду. Я понимаю, когда это делают материалисты. Я смеюсь над их неумелыми попытками. Но когда это делают преданные… Преданные (возможно, люди из различных матхов) делают это гораздо более профессионально. Они говорят: «Вот посмотри, что говорили другие ачарьи, а теперь посмотри, что говорит Прабхупада. Ты видишь, Прабхупада ошибается». И это яд для меня. Они пытаются отнять у меня самое дорогое, что у меня есть (пусть мои слова покажутся наивными). Вот если у вас отнимают самое ценное, что вам очень дорого, или критикуют самого дорогого для вас человека, как вы себя поведете? Будете вежливы в ответ: «Прабху, спасибо!» Или будете реагировать иначе? Поэтому, когда кто-то пытается даже тонко намекнуть, что Шрила Прабхупада ошибается, я становлюсь фанатиком. 

И у меня есть пример моего духовного учителя – как он следует Шриле Прабхупаде. Как он проповедует, несмотря на болезни. Потому что так делал Шрила Прабхупада. Потому что Шрила Прабхупад этого хотел. И мне бы очень хотелось быть полезным в миссии Шрилы Прабхупады, который идеально передал послание парампары людям запада. Даже если кто-то назовет меня фанатиком.

И для тех, кто меня не понял, и для любителей казуистики. Да, я знаю, что в каких-то материальных вещах Шрила Прабхупада мог быть несилен. И он мог спрашивать совета учеников. Или в одних ситуациях он вел себя так, а в других – по-другому. Я понимаю эти вещи. Я пишу не об этом. Шрила Прабхупада был идеальной личностью, совершенным человеком ТОЛЬКО потому, что у него была любовь к Кришне. Ибо это – высшее совершенство жизни. И наша великая удача, что мы родились в такое время, когда Шрила Прабхупада делится этой любовью со всеми нами! Харе Кришна.

Даял Нитай дас



Видео
Фото
Аудио
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика