Бхактиведанта Садху Свами

Поделиться
Дата: 06.03.2016 | Время на чтение: 14–15 мин.
Бхактиведанта Садху Свами

Бхактиведанта Садху Свами -третий по счету российский санньяси из числа последователей Общества сознания Кришны. Духовное имя до принятия санньясы — Чарудешна дас. Махарадж обрел известность своими лекциями, интервью и статьями в местных средствах массовой информации, в которых с прямотой и откровенностью санньяси говорил о пороках в обществе и предлагал способы их преодоления.

Биография

Бхактиведанта Садху Свами  — третий по счету российский санньяси (человек, отрекшийся от мира) из числа последователей Международного общества сознания Кришны. Он родился в 1967 году в Грозном, там же окончил среднюю школу; позже вся семья переехала в Махачкалу. Его отец Хаджимурат Измайлов, доктор философских наук, преподавал до выхода на пенсию в Дагестанском университете, а мать была биохимиком. В школьные годы Энвер увлекался физикой и собирался связать с ней свою дальнейшую судьбу. После окончания средней школы он поступил в Новосибирский государственный университет, а затем стал преподавать в школе. Но в 1991 году Энвер Хаджимуратович встретил вайшнавов, и его жизнь резко изменилась. Изучая философию сознания Кришны и занимаясь практикой, он решил целиком посвятить себя этой духовной науке.

Бхактиведанта Садху Свами

Интервью

Сегодня Бхактиведанта Садху Свами известен благодаря своим лекциям, интервью и статьям, в которых прямо и бескомпромиссно говорит о проблемах нашего общества и предлагает способы их решения. В день своего посвящения в титул санньяси он ответил на несколько вопросов.

— Чем Вас привлекает Движение сознания Кришны?


- Тем, что оно именно движение. Иными словами, любой человек, который стремится заняться чем-то по-настоящему увлекательным, ищет возможности присоединиться к живому движению, смысл которого в том, чтобы изменить жизнь людей к лучшему.

Движение сознания Кришны универсально. Здесь каждый может найти себя, независимо от своей религиозной принадлежности, потому что Бог един. Мы видим Всевышнего как Всепривлекающего. Лично мне нравится то, что в этом Движении нет такой жесткой иерархии, как в так называемых традиционных религиях. Мы действуем не под давлением некой системы, а просто потому, что вдохновляемся примером других преданных Кришны. Мы вдохновляемся их искренностью.

Конечно, в Обществе сознания Кришны есть проблемы, потому что оно еще очень молодое. Мы чувствуем, что в нашей стране не все люди понимают его природу. Многие, например, считают, что это индийская культура, и потому это общество никак не связано с культурой России. Но в действительности каждый русский человек привык жить общиной, он привык к ситуации, когда люди живут служа друг другу, а в этом как раз и заключается принцип Общества сознания Кришны.

— В чем, на Ваш взгляд, основная задача российского ИСККОН (Международного общества сознания Кришны)?


- Основная задача, на мой взгляд, заключается в том, чтобы определиться со своим социальным статусом и понять, какой вклад мы вносим в российскую действительность. Но мы также должны по достоинству оценить уникальность своей традиции, потому что в материальном мире, в котором мы живем, такие духовные явления суть великая редкость.

— В чем Вы видите главные препятствия диалогу между Обществом сознания Кришны и другими (традиционными, прежде всего) религиозными организациями и религиями?


- Главное препятствие, на мой взгляд, в том, что религии еще не осознали, что у них общий объект поклонения. И в этом кроется причина распространения в нашем сообществе атеизма и его опаснейшей и растлевающей производной — коррупции.

— Сейчас в мире нередко раздаются упреки в адрес уважаемых религиозных организаций по поводу их якобы политизации. Подвержен ли такому риску ИСККОН в России?


- Вряд ли, даже в будущем. И не только в силу своей сравнительной малочисленности. Прежде всего, из-за того, что, согласно ведической традиции, соприкосновение брахманического сословия (жрецов, священнослужителей) со светской властью ведет к загрязнению традиции. Это было продемонстрировано еще Господом Чайтаньей (аватарой Господа Кришны). Известно также, например, как непреклонен в этом отношении был Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (духовный учитель основателя ИСККОН).

— Может ли появиться в Движении сознания Кришны в России «национальный фактор», ведь среди последователей — представители самых разных национальностей?


- Это еще менее вероятно, поскольку аспект единого Бога как Личности в нашей традиции и глубокое понимание вечной природы души безмерно превосходят мирской фактор искусственного разделения по телесному признаку и обесценивает национализм как таковой.

— В чем, на Ваш взгляд, кроется главная причина неустроенности российского общества, постоянных разладов?


- На мой взгляд, возрождение России и ее достойное будущее зависят от того, насколько быстро россияне осознают ценность общинной жизни. Думаю, что люди будут жить общинами. Они будут жить не в иерархических структурах, а в сообществах, где все искренне помогают друг другу, заботятся и вдохновляют друг друга. И в центре этих сообществ будет находиться Всевышний. В этом будущее России, так как все формальные структуры себя уже изжили. Люди больше не верят формальным лидерам, они хотят чего-то честного, настоящего. Вот поэтому Движение сознания Кришны, несмотря на все сложности, которые присущи нашему времени, будет развиваться и укрепляться именно благодаря энергии служения, которой пропитано Общество сознания Кришны.

— В чем, на Ваш взгляд, секрет успеха в духовной жизни?


- Для успеха в жизни очень важно, чтобы была высшая цель. Эту цель можно представить как некий заказ на что-то, что могло бы способствовать личностному росту, обретению силы, знания. Жизнь человека пуста, если в ней нет настоящего дела. Часто люди не понимают, в чем смысл учителя, или гуру.

Люди думают, что гуру — начальник, который говорит человеку, что ему надо делать, что это некая авторитарная личность, которая возвышается над всеми. В действительности же гуру открывает нам то, каким образом мы как личности можем сделать нашу жизнь удивительной и послужить Богу и людям. Он помогает нам понять настоящую цель жизни. В этом заключается смысл учительства. И человек становится по-настоящему счастливым тогда, когда принимает положение ученика, то есть когда находит истинного учителя. Он начинает действовать как ученик, и благодаря этому служению высшей цели у него накапливаются силы и духовное понимание. Истинное знание, способность делать что-то великое приходит к человеку именно по милости учителя. Именно благодаря его желанию и вере в нас мы начинаем делать вещи, на которые ранее были просто не способны.

Поэтому Движение сознания Кришны, которое начал Бхактиведанта Свами Прабхупада (основатель-ачарья ИСККОН), фактически спасло сотни тысяч молодых людей от бесцельной жизни, от пристрастия к наркотикам и прочим низменным побуждениям благодаря тому, что они получили от учителя вдохновляющее послание. Оно кардинально изменило их жизнь. И это сделал Шрила Прабхупада. Именно поэтому мы прославляем его. А вовсе не потому, что просто слепо преклоняемся перед обычаями древней традиции. Мы склоняемся в великом почтении перед Шрилой Прабхупадой за его удивительное служение, за его любовь ко всем нам. Поэтому мы служим в этом Движении, мы служим осознанно, это наш личный выбор. В этом заключается чистота наших отношений с основателем нашегоДвижения.

Ниже приведено высказывание Бхактиведанты Садху Свами о причине истинного терпения, которое развивается при продвижении по духовному пути:


«Истинное смирение является результатом самореализации. Что касается внешнего смирения, то оно не очень помогает. Первый тип смирения означает осознание, а второй — принятие того, каким является наше реальное положение по отношению к Кришне и Его преданным, с одной стороны, и по отношению к махамайе (внешней энергии Бога) — с другой. Махамайя необыкновенно могущественна в своем служении. В итоге преданный перестает быть витающим в облаках идеалистом. Идеализм преданных опасен тем, что порождает цинизм и опустошенность. Хотя поначалу он дает чувство эйфории, как наркотик.

Итак, смирение — это просто осознание реальностей. Смиренный человек естественным образом не испытывает недобрых чувств по отношению к недостаткам, как чужим, так и собственным, даже когда он занят их устранением. Это называется терпимостью, а также терпением. Последнее качество означает, что человек не приходит в беспокойство от того, что недостатки не уходят. Почему? Дело в том, что, в отличие от идеалиста, реалист находит ценность не в своем ожидаемом в скором будущем совершенстве, а в своем настоящем несовершенстве, то есть он высоко ценит те дары и удачу, которые уже есть. Так его удача растет. Терпеливый не сомневается в своем счастье. Он как бы думает: «Я счастлив в сознании Кришны даже теперь, будучи нечистым. Каково же будет мое счастье, когда я стану чище? Трудно даже представить!» Терпением обладает тот, кто лелеет в себе нечто ценное. Такой человек может спокойно проходить через неурядицы и испытания. Это крайне важно понять, точнее, обрести. До тех пор, пока мы не обретем внутри некую полноту, наше смирение будет только тактикой латания дыр. И вообще, в тихом омуте черти водятся».




Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика