В чем смысл жизни?

Смысл жизни заключается в том, чтобы стать счастливым. В этом мире, где все временно и, по большому счету, неподвластно нам – невозможно найти счастье, о котором мы мечтаем, – вечное и не зависящее от внешних обстоятельств. Но такое счастье можно найти внутри себя. Для этого человеку нужно понять две вещи: какова его истинная природа, его предназначение, и что нужно делать, чтобы эта природа раскрылась в полной мере.

Ведические писания утверждают, что мы – не просто материальные тела, случайно появившиеся на свет и ведущие бессмысленное существование в ожидании смерти. Мы вечные души, связанные с Богом и по своей природе обладающие тремя неотъемлемыми качествами – сат (бессмерием), чит (знанием) и ананда (блаженством). И смысл жизни заключается в том, чтобы, двигаясь по пути духовного совершенствования, который подробно описан в священных писаниях, реализовать свою изначальную природу и стать по-настоящему  счастливым.



Свернуть
Что такое душа?

Наличие души – это то, что отличает живое существо от мертвой материи. На санскрите душа называется атма, «носитель „я“». Подобно тому как солнечный луч является крохотной частичкой солнца и обладает его качествами, но в ничтожной степени, душа является крошечной частичкой изначального сознания, Бога. Сознание имеет два аспекта – восприятие того, что находится вокруг, и осознание факта собственного бытия. У каждого из нас есть этот опыт: я знаю не только то, что находится вокруг, но и осознаю факт собственного  существования.

Сознание – атрибут души, и его невозможно создать искусственно. Даже очень сложная и высокоорганизованная материя не обретает этого особого качества. Возможна имитация первого аспекта сознания – восприятия информации о внешнем мире. Например, на компьютер можно ставить программы искусственного интеллекта, которые будут создавать иллюзию взаимодействия с внешним миром. Но компьютер никогда не научится второму аспекту сознания – сознавать сам факт своего существования: компьютер не знает о том, что он существует, потому что у него нет и не может быть души.



Свернуть
Что такое добро и зло?

Обычно считается, что добро – это то, что нравится мне, а зло – это то, что меня не устраивает. Мы привыкли оставлять за собой роль конечного судии и сами устанавливать критерии хорошего и плохого. Но, с точки зрения богоцентрической философии Вед, добро – это то, что нравится Богу, а зло – это то, что так или иначе противоречит Его замыслу или желанию. О том, что нравится Богу, а что нет, говорится во всех священных писаниях мира. Эти законы могут немного отличаться, поскольку они давались в разных исторических, климатических и социальных условиях, однако общие правила, которым должен следовать человек для того, чтобы удовлетворить Бога, – универсальны. И добро, понимаемое таким образом, универсально. Если я сам становлюсь высшим критерием добра и зла, то мои представления будут сталкиваться с представлениями других людей, и конфликты неизбежны. Но имея один универсальный закон, мы можем жить в гармонии друг с другом. Универсальное благо – это понимание Бога и своих отношений с Ним, а главная беда – это забвение Бога и своих отношений с Ним.



Свернуть
Зачем Бог создал этот мир?

Согласно Ведам, материальный мир является одной из энергий Бога. Бог находится вне времени, Он вечен, и Его энергии, или Его части, тоже вечны. Поэтому вопрос «зачем?» в данном случае не совсем корректен. Это все равно, что задать вопрос: «Зачем Бог существует?» Он просто существует – это аксиома. И у Бога есть три категории энергий: внешняя (материальная), внутренняя (духовная) и так называемая пограничная энергия (живые существа). Эту третью энергию составляют живые существа, индивидуальные души. Особенность пограничной энергии заключается в том, что она обладает свободой выбора и принимает прибежище либо в материальной, либо в духовной энергии – то есть или в материальном, или в духовном мире.

По отношению к живым существам у материального мира есть две задачи. С одной стороны, материальный мир позволяет каждому ощутить себя «богом», то есть ощутить себя независимым творцом и повелителем – поверить в то, что нет никого выше и важнее. По сути, материальный мир создан для тех, кто когда-то пожелал забыть о Боге и захотел наслаждаться независимо от Него. Это невозможно сделать в духовном мире, где все строится вокруг Бога и состоит из отношений с Ним. Вторая задача этого мира – помочь тем душам, которые начали искать высшую истину, разочароваться в своих иллюзорных успехах и независимости и вернуться домой к Богу, в духовный мир.



Свернуть
Если Бог такой добрый – почему вокруг столько зла?

Бог не просто добр, Бог совершенен. А совершенство, согласно Ведам, подразумевает два качества: отсутствие эгоистических желаний и стремление всегда делать добро другим. Когда мы ощущаем полноту внутри, когда счастье в нас переливается через край, мы хотим поделиться этим. И наоборот, когда мы чувствуем недостаточность, ущербность – мы начинаем сеять вокруг себя зло. Таким образом, зло – неизбежное следствие деятельности живых существ, ощущающих свою неполноту. До тех пор пока мы пытаемся притворяться Богом, оставаясь крошечными живыми существами со своими проблемами и комплексами, – мы неизбежно будем причинять боль другим.

Иначе говоря, зло – это результат нашего неправильного отношения к себе и к своей роли. Как только я меняю свое отношение к себе, миру и Богу, как только я признаю власть Бога и пытаюсь смотреть на мир глазами Бога, я избавляюсь от самого понятия зла и начинаю видеть, что «все к лучшему». Это лозунг тех людей, которые смогли приблизиться к Богу и обрели духовное сознание. Они понимают, что за всем – как хорошим, так и плохим – стоит воля всеблагого Бога. Бог желает нам добра и неисповедимыми путями помогает нам приблизиться к Нему и избавиться от самого источника зла, который заключается в нашем стремлении к независимости.



Свернуть
Кто такие святые?

Святые люди – это люди, которые все время помнят о Боге и служат Ему. Память о Боге позволяет смотреть на окружающий мир глазами Бога. Такие люди не делят мир на друзей и врагов, они понимают, что все живые существа – братья, что у всех единая природа и что каждый находится в своих уникальных, неповторимых отношениях с Богом. Иначе говоря, святой – это тот, кто всегда ощущает присутствие Бога. Такой человек проявляет все те качества, которые испокон веков считаются в человеческом обществе качествами святости: кротость, терпение, мудрость, доброту, беспристрастность, сострадание и т.д.



Свернуть
Что такое любовь?
Любовь – это роскошь, которую может себе позволить не каждый. Любовь – это отказ от самого себя ради другого. Любовь – это способность жить интересами другого и способность забыть о себе ради блага другого, пожертвовать собой. Настоящая любовь всегда сопряжена с самопожертвованием, самозабвением и со служением. Любовь составляет природу живого существа. Веды утверждают, что дхармой, или природой живого существа, является стремление служить другим, то есть стремление любить. Любовь – это высшее предназначение живого существа, смысл его жизни и источник бесконечного счастья.
Свернуть
Что такое счастье?

Счастье – очень важное понятие, поэтому в санскрите есть много терминов, которыми обозначаются различные виды счастья. Например, есть счастье на уровне тела, которое мы испытываем от удовлетворения органов чувств (скажем, когда мы едим что-то вкусное, слушаем красивую музыку или любуемся прекрасными цветами). Другой вид счастья – на уровне ума – это радостное состояние в предвкушении чего-то приятного или восторг, который мы испытываем, когда сбываются наши мечты.

Однако такие виды счастья временны и потому не могут по-настоящему удовлетворить человека. Чувственные удовольствия рано или поздно наскучивают нам, приедаются, перестают радовать. К тому же с годами наше тело уже не может наслаждаться по прежнему и приносит нам все больше страданий. Все, что хочет получить наш ум, оказывается не бесплатным, радостное возбуждение в уме неизбежно сменяется разочарованием. Эти виды счастья имеют начало и конец, и от одного предчувствия того, что счастье закончится, человек погружается в тоску и печаль.

Живые существа духовны и вечны по сути, поэтому мы все ищем счастье, которое будет соответствовать нашей духовной природе: бесконечное, не зависящее от внешних обстоятельств. И такое счастье есть. Оно называется на санскрите «ананда», что означает внутреннее, постоянное, ничем не омраченное счастье, которое приходит из живого опыта соприкосновения с нашей вечной природой. Достигается оно с помощью духовной практики, когда человек раскрывает свою истинную сущность и освобождается от влияния иллюзии.



Свернуть
Яндекс.Метрика