Методы познания мира: пратьякша, или опыт чувственного восприятия

Поделиться
Дата: 01.05.2016 | Время на чтение: 6–7 мин.
Методы познания мира: пратьякша, или опыт чувственного восприятия

Пратьякша (pratyakṣa) – присутствующий перед глазами, видимый, воспринимаемый, непосредственный – знание, получаемое благодаря восприятию объектов окружающего мира с помощью чувств и ума. Выделяют внешнее (бахья) и внутреннее (манаса) восприятие. При внешнем восприятии  задействованы такие органы чувств, как зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Внутреннее восприятие происходит при участии ума, который является шестым, «тонким» чувством.

Органы чувств человекаМы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств – видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений или приборов. Получив таким образом информацию об окружающем мире с помощью воспринимаемых чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное.

Большинство научных экспериментов и исследований основано именно на этом методе. 

4 основных этапа пратьякши:

  1. Накопление экспериментальных данных, которые не объясняются существующими научными теориями.

  2. Формулирование постулатов – утверждений, полученных в результате анализа накопленных данных и принимаемых бездоказательно.

  3. Разработка теории, основанной на постулатах.

  4. Проверка теории на практике. Если выводы теории подтверждаются, она признается научным сообществом как достоверная.

Отсюда хорошо видно, что самый первый и важный шаг в этом процессе, который определяет все дальнейшие действия и выводы, основан на пратьякше. Это приводит к тому, что постоянно, на протяжении всей истории науки, вновь появляющиеся теории впоследствии опровергаются или устаревают, и на смену им приходят новые, более «точные» и «достоверные».

Недостатки пратьякши:

  1. Ограниченность настоящим временем.
  2. Наши чувства способны действовать только в настоящем времени, события прошлого и, тем более, будущего недоступны для непосредственного восприятия.

  3. Склонность совершать ошибки.
  4. Трудность, сопровождающая чувственное восприятие, состоит в том, что все мы склонны допускать ошибки. Наука,  несмотря на бурные успехи, допускала неверные выводы на каждом этапе своего развития: электричество и теплота считались жидкостями, мозг – органом, охлаждающим кровь, звезды – отверстиями в хрустальном небосводе, а солнце – вращающимся вокруг земли диском  размером с монету.

    Две правды и одна истина

  5. Склонность впадать в иллюзию.
  6. Существует огромное количество фактов, которые наши чувства воспринимают не такими, как они есть, а искаженными. Например, при одной и той же температуре газированная вода кажется нам холоднее обычной, апельсин сразу после ложки сахара – кислым, а после лимона – сладким.

    Наиболее яркими демонстрациями ошибок нашего восприятия могут служить многочисленные оптические иллюзии. Так, на картинке ниже клетка А кажется нам темнее клетки В, но на самом деле они обе одного и того же цвета:

    Иллюзия реальности

  7. Склонность обманывать.
  8. Народная мудрость гласит, что людям свойственно ошибаться. Но, к сожалению, люди часто выходят за рамки невинных ошибок и откровенно пропагандируют ложь, распространяя заведомо недостоверную информацию.

  9. Несовершенство чувств.

Человек воспринимает свет в диапазоне волн от 400 нм до 700 нм – ультрафиолетовое и  инфракрасное излучения остаются за пределами нашего восприятия. Слух ограничен диапазоном от 16 Гц до 20 кГц. Органы обоняния у животных развиты гораздо лучше, чем у человека. Такое несовершенство чувств препятствует обретению объективного знания.

То же самое касается и любого прибора или приспособления, который мы можем использовать – у каждого из них есть строго ограниченный диапазон применимости.

Таким образом, пратьякша как метод познания не позволяет получить целостное и объективное знание об окружающем мире, а наука, на ней основанная, на каждом этапе своего развития дает нам лишь модель, описывающую реальность с той или иной степенью точности.

Однако очевидно, что человек не может совсем обойтись без чувств – через них мы взаимодействуем с окружающим миром, они являются двигателями, которые дают энергию действовать, вдохновение и наполняют нашу жизнь яркими красками. И задача разумного человека, понимающего несовершенную природу чувств – сделать их совершенными, заняв в служении Богу. Ведь в Его руках любой несовершенный инструмент становится совершенным.


Источники: 

  • «Наука самоосознания» (стр. 329) 
  • «Шримад Бхагаватам» (3.26.33 комм., 4.2.31 комм.) 
  • материалы курса «Основы философии и духовной практики сознания Кришны» 
  • статьи на Википедии (зрение, слух) 
  • А.С.Тимощук, И.В.Шавкунов, С.А.Матвеев «6 систем индийской философии».



Видео
Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика