О вере и страхе

Автор: Адриан Крупчанский
Поделиться
Дата: 11.06.2016 | Время на чтение: 6–7 мин.
О вере и страхе

Находясь в Индии, в святом месте, очень странно читать сообщения о попытках представителей одной религии очернить или даже запретить другие духовные пути. И я задумался - с чем связано это желание опровергнуть веру другого человека? Какой в этом смысл? Что лежит в основе этих действий?

Наверное, это связано с состоянием, в котором находится человек (т.е. преобладающими в нем гунами материальной природы). Вера тоже бывает в невежестве, страсти и благости. И, соответственно, споры на тему веры - могут быть трех типов.

Первый вид спора - это попытка доказать что противник ошибается. При этом спорящий может даже не разбираться в той позиции, которую сам отстаивает. Движет таким человеком невежество и страх. Страх того, что он может быть не прав и нежелание разбираться в чем-либо. Невежество - сфера бессознательного и обычно так люди защищают мнение, которое не является плодом их собственных размышлений или опыта, а пришло «по традиции». На самом деле это правильнее назвать отсутствием веры.

Спор о вере (художник Василий Перов)

Второй - попытка навязать свою точку зрения. Здесь человек более-менее разбирается в теме, скорее всего его позиция в какой-то степени основывается на собственном опыте и выводах. Ему очень хочется вас переубедить, часто из самых благих побуждений. Но обычно у него нет особенного желания действительно понять вашу точку зрения. Заметьте, за этой настойчивостью тоже скрывается страх - а вдруг все не совсем так? Тогда придется выйти из зоны комфорта и слишком многое переосмыслить... Нет, лучше просто настаивать на своем. Это можно назвать иллюзией веры.

И третий вид спора - это спор в благости. Когда два человека хотят узнать правду и для этого готовы хотя бы на какое-то время принять точку зрения оппонента и объективно взглянуть на получающуюся картину. Это не спор, а совместный поиск истины. Важное условие такого диалога - отсутствие страха, которое рождается из твердой веры в Бога.

В «Махабхарате», в главе, описывающей «родословную всех сущих» рассказывается, как появился Бхая (Страх). Он пришел как сын Адхармы (Безбожия) и Ниррити (Бедствия). Идея интересная: страх рождается, когда к человеку приходят испытания, но у него нет твердой веры в Бога. А когда мы встречаем человека, который идет другим духовным путем, - это, конечно же, испытание...

И следом вспомнилось высказывание Митрополита Антония Сурожского. Посмотрите сколько силы, сколько веры в его словах:

«И мы должны относиться очень бережно и осторожно к тем, которые не христиане или не верят в Бога Ветхого и Нового Завета, и к тем, которые вообще являются безбожниками или, во всяком случае, идейно, мировоззренчески себя считают таковыми. Бога никто выдумать не может. Можно, пережив нечто, называть это различными именами. Это могут быть языческие суеверия, языческие боги или иные верования, но для того, чтобы о Боге говорить, надо хотя бы коснуться края Его ризы. И мы очень легко, слишком легко, мне кажется, говорим, что Бог как бы является нашей собственностью, что мы хранители веры и что у других вообще ничего нет».


Митрополит Антоний Сурожский

Это все теория, но нам в первую очередь интересна практика. Что можно вынести из этого описания?

Хотя нет, не буду писать свою версию, мне очень хотелось, чтобы эти размышления были для вас не очередной «интересной информацией», а поводом всерьез задуматься и, может быть, даже что-то поменять в своем поведении. Итак, чему может научить нас размышление на эти темы?

Источник: veda.ru


Видео
Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика