На планете Земля есть несколько городов, в которых, как гласит традиция, вечно пребывает одна из духовных форм Бога. На берегу Индийского океана, в городе Пури, в огромном храме, похожем на город, живет Джаганнатха - «Повелитель вселенной». В последние годы Его удивительный образ стал известен и в других частях света. Вот одна из удивительных историй о Нем.
Когда-то давным-давно, а может быть и недавно, в одной небольшой индийской деревушке Данда-Бхангу жил мальчик Гопал. Он был искренним преданным Господа Джаганнатхи – «Владыки Вселенной»: именно так называют Шри Кришну жители штата Ориссы.
И вот однажды Гопалу приснился удивительный сон: Сам Господь Джаганнатха пришел к нему в сопровождении своего старшего брата Баладевы и сестры Субха-дры и сказал:
— О, Гопал, слушай Меня внимательно.
Много сотен лет назад брахманы из Моего главного храма в Джаганнатха-Пури неверно истолковали одно древнее предсказание. С тех пор ходят слухи, что на переломе тысячелетий меня украдут выходцы с Севера, у которых кожа белая, как молоко. Решив уберечь меня от воров, брахманы запретили всем белым людям входить в Мой храм. Они забыли, что Я Верховный Покровитель всех живых существ и равно отношусь ко всем. К тому же Мои преданные давно уже похитили Меня и поместили Мой образ в свои сердца. И сегодня, чтобы усилить их привязанность ко Мне, Я приказываю тебе найти подходящее дерево и изготовить из него три больших Божества — точную копию Божеств Моего главного храма.
Потрясенный Гопал проснулся и до рассвета не смыкал глаз, вспоминая в мельчайших подробностях увиденное. Как только Аруна — предвестник восхода Солнца — начал окрашивать небо золотистым и розовым цветами, Гопал отправился к своему духовному учителю.
Настоятель местного храма брахман Сат-читананда слыл знатоком священных Вед, но даже он не решился истолковать сон ученика и вдвоем они решили навестить святого Бабаджи Махараджу, жившего неподалеку от селения. Бабаджи был настолько стар, что никто уже не помнил, сколько ему лет. Подойдя к обители отшельника, они поклонились ему, положили рядом немного риса и фруктов и только затем заговорили.
— Дорогой Бабаджи Махарадж, — сказали они, — не могли бы Вы спросить у своих возлюбленных Божеств, что значит этот сон?
Бабаджи внимательно выслушал брахмана и мальчика, и лицо старого отшельника озарилось загадочной улыбкой. Велев им прийти за ответом на следующий день, Бабаджи погрузился в размышления. «Кажется, пришло время сбыться древнему пророчеству» — думал он. В древних Пуранах говорится, что однажды Господь Джаганнатха пожелает покинуть пределы своей резиденции в Джаганнатха-Пури. Он поступит так только для того, чтобы одарить своими благословениями всех людям, независимо от их происхождения, места обитания и вероисповедания. И произойдет это вскоре после того, как один из его возвышенных слуг возьмет на себя миссию рассказать о славе Господа Джаганнатхи всему миру. Похоже, это время пришло. Проведя вечернюю службу, Бабаджи Мажарадж попросил своего возлюбленного Господа либо подтвердить, либо опровергнуть его догадку. Всю ночь он провел в медитации, а наутро радостно сообщил брахману и его ученику, что Господь Джаганнатха действительно желает, чтобы Его верные слуги изготовили и установили Божества в своей деревне.
Получив прямое наставление Бога, подтвержденное святым человеком, всё население деревни Данда-Бандху с огромным воодушевлением принялось искать подходящее дерево. Однако поиски вскоре зашли в тупик — согласно предсказанию, дерево особой породы «ним» должно быть возрастом не менее пятисот лет. На стволе этого дерева должны четко просматриваться как минимум два из четырех атрибутов Господа: Чакра (диск), Лотос, Раковина и Булава, под корневищем обитать змеи, а на кроне не должно быть птичьих гнезд. Они искали повсюду, и вот однажды одна из групп вернулась с радостным известием — нужное дерево найдено. Для этого пришлось пересечь реку и пройти сквозь дикие джунгли, где в крохотной деревушке Маханге возле небольшого храма Шивы стоял тот самый «ним».
Старый священнослужитель этого храма подтвердил, что ему известно это древнее предсказание. С давних пор несколько поколений брахманов его рода трижды в день поклонялись этому дереву как Самому Господу Вишну и огромной королевской кобре, обитающей под ним, как олицетворению божественного змея Ананта-Шеша. Это дерево более пятисот лет назад посадил великий преданный Господа Чайтаньи, Баладев Дас Тхакур, который и сделал предсказание, что в далеком будущем этому дереву предстоит стать телом Божеств Джаганнатхи, Баладе-вы и Субхадры.
Собрав жителей деревни Маханга и заручившись их согласием, преданные провели церемонию переселения змей из-под корней дерева. С помощью специальных мантр трое брахманов вызвали змей и, усыпив их, отнесли в плетенной корзинке в новое, заранее подготовленное жилище.
При первом же ударе топора в воздухе разнесся сильный запах сандала, во много раз превосходящий запах натурального сандалового дерева, что опять подтвердило правдивость предсказания. Ствол дерева был старательно очищен от сучьев, веток и коры, которые с большими предосторожностями были погребены в земле, поскольку даже маленький кусочек дерева, сохраненный по неведению, мог принести владельцу множество бед.
Наконец все три заготовки, каждая весом в несколько сот килограмм, были погружены на грузовые машины. Ехали с маленькой скоростью, однако без приключений обойтись не удалось. Грузовик, везущий Господа Баладеву, занесло на повороте, и одно из колес попало в канаву. Машина увязла так, что, казалось, никакими обычными способами ее уже не извлечь. Казалось сама Майа-деви, иллюзорная энергия, захотела проверить решимость преданных. И тогда, вспомнив, какой трансцендентный груз они везут, преданные начали воспевать Харе Кришна Маха-мантру. И — о чудо! Автомобиль выехал сам, причем так легко, как будто вез не полуторатонную заготовку, а тюки пуха. В храме заготовки установили в специально подготовленной комнате. В Индии работа хорошего специалиста по изготовлению Божеств стоит дорого. Денег для изготовления Божеств в храме не было, и решено было временно поклоняться заготовкам, как Божествам.
Через некоторое время главному пуджари приснился страшный сон. Перед ним стояли разгневанные Божества Джаганнатхи, Баладева и Субхары. Джаганатха бил его по щекам, а Субхадра строго отчитывала:
— Вы что себе позволяете? Мы – Личности, а вы превратили служение в дешевую формальность. Вы даже не замечаете, что белые муравьи точат нежное тело Моего старшего брата Баларамы.
Пуджари быстро растолкал нескольких брахмачари и они начали внимательно осматривать тела будущих Божеств. Под Джаганнатхой и Субхарой все было чисто, а под Господом Баларамой действительно была обнаружена колония белых муравьев.
На следующих день в храм пришел Ба-баджи Мажарадж. Он подтвердил, что Джаганнатха, Баладев и Субхадра требуют, чтобы их немедленно вызволили из абстрактной деревянной формы и придали вид Божеств в Джаганнатха-Пури. Всё должно быть идентичным — от мельчайших деталей одежды и украшений до тайников. По древней традиции трое брахманов в темную безлунную ночь вложили с завязанными глазами в тела трех Божеств «Вибхути -шакти» — жизненную силу. В Божество Джаганнатхи была заложена Васудева-шила, в Балараму — Ананта-шила, а в Субхадру — Лакшми-шила.
Сегодня, помимо трех основных Божеств, на алтаре храма можно увидеть Господа Гаурангу в образе Трибандха-Лалита-Мадхавы в прекрасной, изогнутой в трех местах позе непревзойденного танцора с флейтой в руках, а также богиню процветания Лакшми и покровительницу поэтов и музыкантов – богиню Сарасвати.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта