История индийского подворья в Астрахани

Автор: Екатерина Пешакова
Поделиться
Дата: 19.04.2016 | Время на чтение: 7–8 мин.
История индийского подворья в Астрахани
Индийская улица (ныне улица Володарского) в Астрахани всегда завораживала местных жителей ароматом благовоний, пряностей, сладостей, шелками, золотом, драгоценными камнями… Торговцы-индийцы в национальной одежде, вспыльчивые и гомонящие, их жены-татарки, наряженные в дорогие сари, позвякивающие браслетами и так похожие на индианок… Были здесь и армяне, и персы, но индийцы, создавшие на чужбине свой маленький мир, манили сильнее остальных. Пройтись среди рядов с экзотическими фруктами, гирляндами ярких цветов, дорогой утварью, расписанной вручную затейливыми узорами; заглянуть в глаза женщин, преобразившихся после того, как они стали окрашивать их сурьмой; послушать рассказы татарок о шаловливых детях и о непривычных языческих обрядах мужа-индуса, который каждые утро и вечер совершает служение своему заморскому божеству – вот то, что тянуло сюда не только купцов, желающих поскорее перепродать в несколько раз дороже диковинный товар, но и простой люд.

Российское правительство всячески поощряло приезд восточных купцов в Россию, создавая для них наиболее благоприятные условия. Так, они располагали правом суда по своим законам, свободой вероисповедания и совершения религиозных обрядов. Индийцы платили самый меньший оброк –12 рублей в год с каждой лавки, были освобождены от других податей и каких-либо повинностей. В 1625 году персияне, армяне и индийцы построили каменные гостиные дворы на территории Белого Города неподалеку от Спасского монастыря.

Успеху в торговле во многом способствовала сплоченность индийцев, их врожденная изворотливость и коммерческая жилка. В их руках было сосредоточено более половины торговых точек, которые в совокупности представляли собой единое предприятие. На 1746 год 60 индийцев занимались купечеством, а 12 были нищими-аскетами.

Знаменитый историк Ян Потоцкий, бывший в Астрахани в 1797 году, писал: «Большая часть индийцев, живущих в Астрахани, родом из Мультана. У них есть брамины, кающиеся, вода из Ганга, одним словом, все, что принадлежит к их религии. Я видел, как они вечером молились Вишну. В их божественной службе есть наружное великолепие, сколько позволяют место и обстоятельства. 

Они часто покупают птиц и выпускают их на волю, кормят собак, бегающих по улицам, и вообще оказывают великую привязанность к животным.

Они почитают себя весьма счастливыми, если у них есть платье темно-зеленое или алое, два цвета, которые они весьма любят. Когда они умирают, тела их предают огню, и пепел отправляют в Индию"».

Во время восстания Степана Разина в 1671-1672 гг. лавки индийских торговцев были разорены. От смерти их спасли коренные жители – татары. Индийцы прожили в татарских деревнях около двух лет, и тогда стали появляться смешанные браки. Приезжая в Астрахань холостыми, индийцы брали в жены местных жительниц – татарок. Детей, появившихся от таких браков, стали называть агрыжанскими татарами. Некоторые индийцы переходили в российское подданство. Агрыжанская слобода, где жили потомки индийцев и астраханок, образовалась в конце XVII  века.

Поклонение Божествам индийскими купцами в АстраханиНекоторые индийцы занимались купечеством, другие просто работали. К середине XIX века агрыжанские татары слились с гилянскими и бухарскими татарами (потомками армян и персов). Теперь у них были общая вера, язык, нравы и обычаи. Все они исповедовали ислам и позже ассимилировались с юртовскими татарами.

Во время пребывания в Астрахани индийцы успешно пополняли государственную казну, не всегда, однако, придерживаясь буквы закона. До сих пор в Астраханском государственном архиве хранится «Дело по обвинению индийских купцов Диарамова М., Мултанеева А. и других в продаже фальшивых камней Денибекову Р.», которое велось в течение двадцати двух лет, насчитывающее 450 листов. Нередко дела, дошедшие до суда, решались мирным путем и закрывались, а иногда в качестве потерпевших выступали индийцы.

К середине XVIII века в индийском подворье насчитывалось 78 лавок, но купцы уже торговали товарами, привезенными не с Востока, а купленными в Казани и на Макарьевской ярмарке в Москве. Это было связано с политической обстановкой в Персии, где ко второй половине XVIII века развернулась междоусобная борьба. Экономика страны была подорвана, торговые связи с другими государствами ослаблены. Это привело к резкому снижению торговых оборотов внешней торговли, шедшей через Астрахань, что, в свою очередь, сказалось на материальном благополучии индийских купцов. В челобитной 1750 года они сообщали, что в результате прекращения торговли с Персией и Индией, а также запрещением им заниматься внутренней торговлей в России они «пришли в крайнюю нищету, долг и убожество». Ответа на челобитную не последовало.

Активная торговля иностранных купцов ущемляла интересы торговых людей России. Недовольные таким положением вещей русские купцы посылали в губернскую канцелярию жалобы с тем, что иностранцы «причиняют им в торгу помешательство и немалую обиду». И добились-таки к середине XVIII века ограничений для иностранцев: по приказу от 1754 года восточные купцы в случае продажи товара за пределами Астрахани должны были заплатить сверх подати еще 10% пошлины. Им запрещалось покупать товары где-либо в России, кроме как в Астрахани. Многие индийцы занялись ростовщичеством.

В 1803 году правительство передает индийцам торговый дом при условии, что те построят новый. Двухэтажный каменный двор был возведен на средства Сабра Могундасова, богатого купца, перешедшего в российское подданство. Этот гостиный двор до сих пор стоит в Астрахани на улице Володарского, но его облик изменился до неузнаваемости, так как сейчас это жилой дом с многочисленными пристройками.

После установления в Индии Британского господства индийские купцы перестали приезжать в Астрахань.





Фото

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика