Фисгармония: путешествие на Восток и триумфальное возвращение на Запад

Автор: Сундара Говинда дас
Поделиться
Дата: 06.05.2016 | Время на чтение: 4–5 мин.
Фисгармония: путешествие на Восток и триумфальное возвращение на Запад

Звук, рожденный вибрирующим воздушным потоком, словно завораживает и вовлекает вас в какое-то пространство света и настроений. Фисгармония словно маленький орган, оживший в непривычной для себя роли. Такое волшебное чувство испытывают многие, кому уже довелось слушать исполнение бхаджанов (молитвенных песен) под аккомпанемент фисгармонии, которой скоро исполняется 200 лет.

В отличие от мриданги (глиняного барабана) и каратал (латунных тарелочек), которые служат классическими инструментами сопровождения киртана, фисгармония появилась в индийской музыкальной культуре сравнительно недавно. Вообще впервые она была изготовлена в 1818 году в Вене музыкальным мастером Антоном Хёкелем. Изобретению фисгармонии предшествовало появление целого ряда схожих по конструкции музыкальных инструментов, созданных разными мастерами первой четверти XIX века. Первые фисгармонии имели весьма примитивное устройство, и лишь к началу сороковых годов XIX века, после усовершенствования парижским мастером Александром Франсуа Дёбэном, этот инструмент принял свой окончательный вид.

Фисгармония, похожая на небольшой рояль, скоро отправилась в путешествие по свету. А если точнее, то на Восток – в Индию. Завезенные сюда в середине XIX века миссионерами из Европы ручные фисгармонии благодаря своей компактности и низкой цене стали настолько популярны, что и по сей день не только широко используются профессиональными исполнителями классической, фольклорной и духовной музыки, но и составляют важную часть домашнего интерьера во многих индийских домах. Надо сказать, что классическая версия с ножным управлением мехами, схожая с органом, в Индии не прижилась по той простой причине, что при этом исполнителю надо сидеть на стуле, а это было непривычно для индийских музыкантов.

Киртан Мела

Фисгармонии могут быть разными: одни обладают приятным, нежным звуком, а звук других может быть резким и крикливым, но во всех случаях характерным будет довольно монотонное, спокойное звучание. В небольших оркестрах этот инструмент обычно выполняет функции отсутствующих духовых инструментов или используется для исполнения гармонической основы произведения. Внутреннее устройство фисгармоний, несмотря на их различные конструкции, принципиально одинаковое: с помощью специальных внешних мехов, приводимых в движение ножным (в изначальном стационарном варианте) или ручным образом, воздух, скапливаясь во внутренних амортизационных мехах-камерах, создает равномерное давление, которое заставляет колебаться специальные металлические пластины, что и определяет характерное звучание инструмента.

Ручная фисгармония

Возвращаясь к разговору о ставших уже традиционными в Индии ручных фисгармониях, стоит отметить их надежность в условиях постоянного и долговременного использования. Кроме того, играть на подобном инструменте сравнительно просто. В индийской культуре нет привычных нам аккордов, поэтому тот факт, что одна рука приводит в движение меха, никак не сказывается на качестве исполнения мелодии. Скорее всего, все это во многом способствовало тому, что фисгармонии стали использовать в качестве основного музыкального инструмента во время проведения традиционных уличных воспеваний – харинам. К тому же, присутствие этого инструмента, создающего гармоническую основу, делает киртан более доступным для восприятия западным слушателем.





Фото

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика