Вселенная в люльке

Автор: Марина Таргакова
Поделиться
Дата: 24.04.2016 | Время на чтение: 14–15 мин.
Вселенная в люльке

Если мы чувствуем, что от мира исходит опасность, а при встрече с людьми напряженно пытаемся разгадать, что у них на уме, подвергая сомнению каждое слово, если любая непредвиденная ситуация вызывает у нас состояние крайней паники и безнадежности — это, как правило, есть следствие психологический травмы, полученной в первый год жизни. Врач, семейный психотерапевт Марина Таргакова, продолжает рассказывать о том, как различные периоды жизни отражаются на физическом и ментальном здоровье человека.


Младенчество — уроки от 0 до 2 лет

Период младенчества — один из самых важных в жизни. Родители чаще всего даже не догадываются, что их малыши, будучи еще совсем несмышлеными, уже обучаются и извлекают серьезные уроки из отношений. Ведь именно в этот период закладывается глубинное чувство доверия к миру и к людям. Психологические травмы, пережитые в раннем возрасте, впоследствии выражаются в виде тотального недоверия и страха. Ощущение отчаяния или надежды, доверие или недоверие, по утверждению известного американского психолога Эрика Эриксона, зарождается именно в первые восемнадцать месяцев жизни.

Первый год жизни напрямую связан с матерью. Увы, но появившегося на свет ребенка, воспринимают не как отдельную личность со своими потребностями, а, в основном, как сладкого, пухленького «пупсика», которого надо вовремя накормить, напоить, повеселить и уложить спать, чтобы наконец заняться своими, более важными делами.

Потребности малыша родителям по большому счету неведомы.

Мама с новорожденным.jpegМало кто задумывался над истинными желаниями ребенка этого возраста, а ведь он не просто хочет есть, пить, сосать соску или быть на руках, он рождается с активным восприятием реальности (это доказано детскими психологами), пытается установить контакт. В первую очередь, с мамой, затем — со всем миром. Это самое большое желание, базовая потребность, которую малыш стремится реализовать во что бы то ни стало. Другое дело, что потребность в общении и любви до поры до времени скрывается в маленьком теле, которым ребенок еще не очень владеет. Да и говорить он пока не умеет. Но — понаблюдайте за тем, как новорожденные реагируют на человеческий голос — они поворачивают к говорящему голову и изо всех сил пытаются поймать его взгляд. И когда им это удается, чрезвычайно радуются такой возможности общения, пусть и невербального. Если взрослые понимают это, они дают возможность ребенку стать победителем в своей маленькой жизни, поощряя его достижения своим приветствием. Ребенок учится откликаться, различать голоса, интонации, оттенки настроения, выражать свои собственные эмоции, и это огромный университет его жизни.

Самые распространенные ошибки и травмы, которые случаются в первый год жизни, напрямую связаны с поведением мамы, поскольку ребенок эмоционально неразрывен именно с ней. Недаром практически во всех семьях успокоить малыша под силу только маме, и это порой становится причиной конфликтов. «Почему ты не в состоянии успокоить его? Я так устала! Я целый день была с малышом, — говорит мама отцу. — Можешь ты хоть немного подержать его на руках?» Однако ребенок продолжает плакать, потому как радиус значимых отношений в этом возрасте — это он и его мама. Энергию папы ему предстоит познать несколько позже.

Правда, это не означает, что ответственность лежит только на маме, напротив, в еще большей степени она лежит на папе. От его эмоций зависит состояние жены; если она не ощущает поддержку, не чувствует себя под защитой мужа, она становится неуравновешенной, взвинченной. Автоматически это настроение передается малышу, и он начинает демонстрировать те же эмоции, которые проявляются в беспокойстве, плаче, плохом аппетите и сне. Стоит помнить, что мы воспитываем своих детей круглые сутки, а не только тогда, когда сюсюкаем с ними.

Поддерживающие послания для детей первого года жизни (послания передаются вербально или невербально, главное, чтобы родители искренне так относились к своему малышу)

Стадия существования (от рождения до 6 месяцев)

1. Ты — Божий подарок.

2. Я рад, что ты живешь и принадлежишь этому миру.

3. Я рад, что ты — это ты.

4. Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе.

5. Ты можешь чувствовать все свои чувства.

6.  Ты можешь расти в своем темпе.

7. Твои потребности важны для меня.

Стадия действия (от 6 до 18 месяцев)

1. Ты можешь исследовать и экспериментировать, а я буду поддерживать и защищать тебя.

2. Ты можешь использовать все свои чувства, чтобы исследовать мир.

3. Ты можешь делать что-нибудь столько, сколько тебе это нужно.

4. Ты можешь интересоваться всем.

5. Мне нравится, когда ты проявляешь инициативу, растешь и учишься.

6. Я люблю тебя и когда ты активен, и когда ты спокоен.

Если ребенок видит раздраженную маму, которая с вымученной улыбкой говорит «зайка моя!», то он воспринимает все сигналы — и напряжение, и улыбку сквозь слезы, и желание скрыть свое истинное состояние. Но что самое уникальное — все эти эмоции маленький человечек адресует себе. Он думает, что во всех бедах виноват он и может пронести это чувство через всю жизнь. Отсюда отношение к миру по сценарию «жертва — агрессор». Малыши не умеют перекладывать ответственность на других, им кажется, что весь мир крутится вокруг них, а значит и все эмоции связаны только с ними. Все органы чувств ребенка направлены на маму, он буквально сканирует ее и делает выводы о мире, исходя из настроения самого дорогого и пока единственного для него на свете существа. Он учится жить уже сейчас, его ОБРАЗование складывается из образов, которые он видит вокруг.

Стадия действия (от 6 до 18 месяцев)

Постарайтесь увидеть себя со стороны и подумайте, чему вы учите своего ребенка, какой образ он видит чаще? Грустной, озабоченной, раздраженной, испуганной или уверенной, спокойной, умиротворенной и счастливой мамы? Ребенок обучается через нас каждую минуту, дети подобны антеннам, улавливающим малейшие изменения настроения и отношения к ним.

Проблемы же в развитии ребенка этого возраста возникают в нескольких случаях.

Мать несозвучна своему ребенку

Она не понимает, по какому поводу он плачет и, как правило, решает, что либо животик болит, либо голод мучает, либо пеленки мокрые. Если же после устранения этих ложных причин плач не утихает, мама начинает нервничать и раздражаться. А ведь ребенок чаще всего плачет потому, что хочет общения. И глубоко внутри любая мама об этом знает, хоть и не желает признаться себе в этом. Порой она просто не хочет слишком много времени проводить с малышом, и в качестве заменителя общения предлагает ему телевизор, показывающий яркие картинки, или пытается отвлечь от плача соской.

Задумывались ли когда-нибудь мамы, что ребенок, когда его рот закрывают соской, не перестает плакать внутри?

Очень важно понять смысл первого года жизни, года, когда закладываются основы. Ведь если фундамент сделан кое-как, то и дом будет непрочным. Так что родителям стоит покорпеть, и их затраты окупятся сторицей: у ребенка появится то самое доверие к миру, без которого невозможно стать счастливым.

Мать частично созвучна ребенку

Таких большинство. Матери нравится, когда малыш улыбается и играет, но если он злится, мама негодует: ты что себе позволяешь? Это что такое? И ребенок, видя подобную реакцию, учится не принимать себя таким, какой он есть. С этого возраста он начинает пытаться подстраиваться, чтобы понравиться. Но он еще не умеет фальшивить: если ему весело – смеется, грустно – плачет, возмущен – кричит. Однако взрослым нравится, только когда малыш радуется, остальные его состояния не принимаются. Такая избирательность и называется частичным созвучием. В результате вырастают люди, которые не принимают себя целиком. А человек, не способный принимать себя, не способен принимать и других.

Корифеи психологии утверждают, что сценарий будущего пишется человеком с 0 до 5 лет, а потом проживается в течение всей жизни. Если мы это поймем, то начнем относиться к своим детям очень уважительно: ведь они заняты не просто игрой, а крайне важным делом — они пишут сценарий на долгие-долгие годы. И лучше сейчас принести в жертву свое время и терпение, чем потом думать, к каким врачам обращаться.

Первые полгода лучше вообще брать ребенка на руки по первому его требованию, это абсолютно нормально.

Потом будет легче — малыш увлечется познанием мира и ему станет неинтересно проводить все время на ваших руках. Но если в этот период он не испытает исключительной заботы, то потом всю жизнь подсознательно будет манипулировать людьми, чтобы его «взяли на руки». Люди, избегающие ответственности, пытающиеся представить себя жертвами, слабыми – это недонянченные дети.

Мать неправильно созвучна ребенку

Так называемые «грандиозные мамаши», они реагируют на ребенка неадекватно. Малыш расплакался или засмеялся, и мама реагирует столь бурно, что он пугается. Мамаша вкладывает в свою реакцию эмоций больше, чем ребенок в плач или смех. И его реакция: мои эмоции неправильные, правильные у мамы.

Грандиозные мамы очень эмоциональны, они придают излишнюю драматичность каждому моменту, и из-за этого ребенок перестает быть в контакте с собственными чувствами, он просто боится их выражать.

Любая нетерпимость, невнимательность или, наоборот, излишняя взбудораженность по отношению к ребенку всегда приносит отрицательный результат. Ювелирная точность и аккуратность в процессе воспитания помогут сделать ребенка устойчивым к вызовам этого мира. И родителям важно учиться, ведь за их ошибки придется расплачиваться ребенку тогда, когда запущенные в детстве проблемные сценарии найдут свое воплощение во взрослой жизни.



Источник: nitai.ru


Видео
Фото

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика