Хочу – не хочу, люблю – ненавижу

Автор: Марина Таргакова
Поделиться
Дата: 28.04.2016 | Время на чтение: 14–15 мин.
Хочу – не хочу, люблю – ненавижу

Психологи называют их «резервуарами любви» или «витаминами любви». Первый витамин любви мы получаем от мамы и папы, дальше — от всей семьи. В школе этим резервуаром любви, из которого ребенок черпает радость и силу, становится не весь класс, а узкий круг друзей. Это очень интимная зона, и в нее входят, как правило, 2 – 3 человека. В начальных классах дети, главным образом, носятся со сверстниками, но со временем, особенно в подростковом возрасте, спектр их отношений начинает обогащаться. Иными словами, растет способность к любви, к обмену любовью. Подростки уже начинают интересоваться противоположным полом, хотя еще относятся к нему с боязнью.

Причины проблем

Любопытно, что о проблемном детском возрасте в 1 год или в 3 года мало кто знает. Но о том, что подростковый возраст, который начинается после 11 лет, является проблемным, знают практически все. Почему возникают эти проблемы, почему они столь болезненны? Это объясняется тем, что человек не дополучает любви. Если на ранних стадиях развития он ее черпал от родителей и как-то справлялся с тем, что от родственников или сверстников особой любви не дождешься, то к подростковому возрасту «резервуары любви», из которых ребенок должен черпать эмоциональную силу, как правило, остаются незаполненными. Из-за этого подростковый возраст становится самым критическим.

В этом возрасте очень важно понять, кто я такой, в чем мои интересы, важно определиться со своей идентичностью.

Раньше у ребенка отсутствовали свои интересы, они совпадали с интересами папы и мамы. Но теперь он должен понять себя, свои личные потребности и интересы, которые могут не совпадать с интересами родителей. Задумываясь над этими и другими вопросами, пытаясь решить новые для него проблемы, подросток приобретает компетентность и умелость, целенаправленность, верность и уверенность. Быть верным — значит не только строго следовать своему слову, своим обетам, но и быть целостным, упорным в достижении цели, способным отстаивать свою точку зрения. Если же ребенок не решает для себя эти задачи, то у него появляется застенчивость и негативизм.

Подростковые переживания

Переходный возраст потому такой важный, что он является мостиком между детством и взрослой жизнью. Психологические особенности этого периода жизни заключаются в следующем: перепады настроения, категоричность суждений и высказываний, желание быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой. При этом подросток нуждается в авторитете, но вместе с тем пытается этот авторитет свергнуть. Это происходит потому, что у ребенка доверие борется с недоверием. С одной стороны, он свергает авторитетов, а с другой — создает себе кумиров. Если вы начнете говорить подростку о Боге, то он вам скажет, чтобы ему не морочили голову, не несли этот бред, потому что Бог для него не авторитет, иное дело Дима из соседнего подъезда…

Авторитет родителей

Как правило, ребенок в переходном возрасте не воспринимает и авторитет родителей, они становятся для него «предками», чем-то далеким, отжившим, старомодным. «Отойдите в сторону, дайте другим пожить» — в этой формуле выражается отношение подростка к старшим. «Мама, ну что ты мне будешь рассказывать, ты уже свой век отжила» – сказал сын одной моей знакомой, что ее очень обескуражило и даже обидело. Так возникает пресловутый конфликт отцов и детей.

Взаимоисключающих чувств в подростке борется очень много.

Одновременно с преданностью и самопожертвованием в нем уживается эгоистичность – для друга он может сделать много, но дома не хочет даже помыть посуду. Все эти противоречивые чувства являются результатом пробуждающегося полового влечения, идет активная перестройка эндокринной и нервной система. Начинается активный бунт гормонов, просыпается вожделение, что приводит к импульсивному поведению. Он не знает, что с этой новой для него энергией делать, он разрывается между исключающими друг друга качествами и поступками. Желая быть признанным, для чего, как минимум, нужно быть внимательным к человеку, от которого ждешь признания, подросток тут же бунтует, как бы говоря всем своим поведением: «Да плевать я на вас хотел, вы мне совершенно не нужны». Эта грубость и бесцеремонность по отношению к другим сочетается с большой ранимостью.

Что делать?

Сталкиваясь с этими противоречиями, с бунтом ребенка против старших, родители не должны обижаться, они обязаны дать ему понять, что он хороший, что они в него верят. Они не должны манипулировать своими болезнями, упрекать ребенка в том, что он их забыл, что он неблагодарный. Я помню, как в свое время, когда только начала обучаться психологии, обратилась к специалисту, поскольку патологически боялась смерти родителей. И когда я смогла заглянуть вглубь себя, то поняла, что этот жуткий страх преследует меня потому, что во мне живет убеждение, будто я буду виновата в их смерти. Я думала, что это из-за меня у них с сердцем плохо, из-за меня у них давление повышается… Манипуляция своими болезнями в отношениях с детьми становится проблемой многих родителей. Подросток подвержен влиянию сильных энергий, сама жизнь заставляет его идти вперед, ему нужна помощь, но мать обвиняет его в том, что у нее с сердцем плохо.

Родители должны научиться справляться со своими эмоциями, должны понять, что их болезни — это их проблемы.

Ребенок вступает во взрослую жизнь, и эта жизнь выталкивает его из родного гнезда. И родители обязаны помочь ему пройти этот этап. Нужно быть внимательным и терпимым к резким переменам настроения ребенка. Он может сиять от счастья, как вдруг, после разговора по телефону, совершенно сникнуть и заявить, что не хочет жить. Подростки этим не бравируют, они реально так чувствуют, что подтверждается большим количеством самоубийств в этом возрасте. И те взрослые, которые склонны к суициду, для которых мир из светлого и сияющего вдруг становится чернее смолы, просто остались подростками.

Кризис подросткового возраста

Особенности восприятия мира у подростков

Важно помнить, что у подростка очень сильно обостряется чувствительность к оценке другими себя, к оценке его внешности, его способностей. Одно дело посмеяться над ребенком в третьем классе и совершенно другое высмеять его в 7 – 8 классе. В этом случае возникнет жуткая обида, поскольку за демонстрацией самоуверенности скрывается полное отсутствие уверенности. Поэтому подростки любыми способами стараются привлечь к себе внимание, прокалывают на своем теле все, что только можно, делают какие-то петушиные прически зеленого или красного цвета. И если вы будете смотреть на них с удивлением, они в ответ посмотрят на вас с вызовом: «…И что!?». Но вся эта бравада идет от неуверенности к себе. Известно, что подростковый возраст бывает жестоким, потому что для этого периода характерно собираться в группировки. Для них же характерна обособленность, они поддерживают своих и отвергают, травят, других.

Два течения

Кризис подросткового возраста может протекать в одном из двух направлений. Первый — бравада, демонстрация своего неуважения к окружающим. Ребенок может начать пить, курить, ругаться, даже не прячась от родителей, которые в этой ситуации ощущают полную беспомощность. Если раньше они могли попугать свое чадо ремнем или другим наказанием, то теперь у них нет на него влияния. Мать грозит, что отцу пожалуется, а сын или дочь небрежно бросают: «Жалуйся, что он мне сделает? Отец пьет — и пусть себе дальше пьет, а сама ты неудачница… Ничего вы мне не сделаете…». Ребенок всячески подчеркивает, что он уже независим, что не нуждается ни в каком воспитании: «Я уже не ребенок! Всё - баста, навоспитывались».

Второй вариант проявления подросткового возраста – кризис зависимости: «Я — ребенок, и я хочу им оставаться». И этот тип кризиса очень неблагоприятный, он тяжелее первого,  он сложнее. Я изо всех сил становлюсь хорошей девочкой и говорю о своих сверстниках: «Ты представляешь, они такие плохие, а я такая хорошая девочка и все меня хвалят». Такой подросток находится в полной зависимости от родителей, и они на таких детей не нарадуются. В этом случае ребенок хочет во всем стопроцентных гарантий, он боится рисковать, боится бросать жизни вызов, боится новых отношений, новых возможностей. Он хочет навсегда объединиться с родителями, чтобы иметь гарантию своей безопасности: я прихожу домой и там все хорошо, мне ничего не угрожает. Подросток в этом случае закрывается от мира в скорлупе и это большая опасность. Обычно такие люди очень тяжело переживают депрессии, они не могут перенести смерти своих родителей. Очень послушный мальчик становится по сути «мужем» своей мамы, он не может жениться, а если решается на этот шаг и приводит в дом жену, то она мешает им жить. «Мама права, в самом деле - какую-то дуру и неумеху в дом привел», — думает он и выгоняет жену. В таком доме нет места никому. Такая же история может случиться и с девочкой.

Способы решения проблем

Чтобы ребенок нормально развивался, он должен общаться со сверстниками. Родители должны понимать, что это насущная необходимость, поскольку дети получат необходимые навыки социального взаимодействия. Происходит взаимообмен различными настроениями, эмоциональными вкусами. Задача взрослых на этом этапе - помочь ребенку понять важность и серьезность перемен, быть для него поддержкой.

Подростки учатся преодолевать трудности своего возраста, проходя порой через сложные ситуации. Но только таким образом они могут по-настоящему повзрослеть. Огромное количество людей застряло в подростковом возрасте. Многие из нас, если посмотрят на качества подростка, смогут узнать в них себя.

Источник: nitai.ru



Видео
Фото

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика