Бхакти-врикша, «дерево любви»

Автор: Владимир Щелов
Поделиться
Дата: 26.04.2016 | Время на чтение: 12–13 мин.
Бхакти-врикша, «дерево любви»

Бхакти-врикша в переводе с санскрита означает «дерево бхакти», «дерево любви», «дерево преданного служения Богу». Цель создания групп бхакти-врикши заключается в подготовке преданных к активной деятельности в качестве лидеров. Фактически каждый должен стать проповедником и открыть свою группу.

Что это такое?

Механизм открытия новых групп также тщательно разработан. Продуманная структура программы позволяет надеяться на успешный результат данного вида сотрудничества.  

Таким образом, открывая новые группы, привлекая в них новых людей, мы увидим, как это движение будет разрастаться, словно ветви огромного дерева, распространяя свет сознания Кришны на благо всего человечества.

Впервые концепцию бхакти-врикши предложил в 1995 году Его Святейшество Шрила Джаяпатака Свами, министр развития вайшнавских общин ИСККОН.

Этапы развития.

С 1996 года программа бхакти-врикши стала воплощаться в жизнь. Наибольшего успеха в этом добились Е. М. Виджай Венугопал Прабху и Матаджи Према Падмини, которым удалось всего за несколько лет создать в Омане общину более чем из 3000 человек. С 2007 года они регулярно приезжают в Россию и обучают лидеров искусству бхакти-врикши.

Чем же группа бхакти-врикши отличается от классической, привычной нам нама-хатты?

По большому счету бхакти-врикша – это модернизированный, более динамичный вариант нама-хатты. В основу развития системы бхакти-врикши положена идея пирамидальной организационной структуры, состоящей из малых групп, заложенная ранее в основу нама-хатты Шрилой Бхактивинодом Тхакуром.

На этой прочной основе были разработаны некоторые дополнения. Так что система бхакти-врикши имеет ряд индивидуальных особенностей.

Бакти-врикша южного округа г. Москвы

В отличие от нама-хатты, специально для групп бхакти-врикши разработана программа обучения, в которой четко продумана система подготовки активных, деятельных и энтузиастичных преданных, которые смогут в будущем сами стать лидерами и «посадить семя» новой бхакти-врикши. И не просто посадить и забыть, а еще и бережно ухаживать за нежными, развивающимися ростками, состоящими из начинающих преданных.

Очень радует то, что группы бхакти-врикши отличаются направленностью на личностное общение. Это общение, несомненно, должно проходить под руководством старших преданных и лидера бхакти-врикши, которые непринужденно и ненавязчиво направляют деятельность группы, оказывают необходимую помощь, если таковая потребуется.

Каждый участник ориентируется не только на то, чтобы самому стать квалифицированным вайшнавом, практикующим преданное служение Господу, что само по себе уже является ценным, но еще и на то, чтобы привлекать новых людей к практике бхакти-йоги (любовного, преданного служения Господу).

Бхакти-врикши предназначены, в первую очередь, для поддержки людей, которые познакомились с духовной практикой относительно недавно.

Они только прикоснулись к удивительной философии сознания Кришны, и задача лидера группы – помочь сориентироваться, разобраться в приоритетах. Так, бхакти-врикша должна стать своеобразной опорой и поддержкой на пути духовного развития. Основной принцип – взаимопомощь и поддержка друг друга в служении Господу.

Структура курса.

Совместные встречи и обсуждения священных писаний позволяют постоянно совершенствовать свою духовную практику. В «Падма-пуране» сказано: «Верховного Господа можно познать благодаря обсуждению «Шримад-Бхагаватам», поскольку каждая строка любой шлоки «Бхагаватам» содержит смысл всех Вед» (Уттара-кханда, гл. 63) Невозможно переоценить важность подобных обсуждений, благодаря которым создаются наиболее благоприятные для духовного прогресса условия.

Как правило, структура духовного общения нама-хатты и храма строится по модели «учитель-ученик». То есть наиболее опытный вайшнав дает лекцию, а остальные внимательно его слушают. Это тоже очень важно.

Однако бхакти-врикша предполагает не только внимательное слушание, но еще и обсуждение.

Это новый подход. В отличие от обычных «вопросов-ответов», обсуждение строится в виде дружеской беседы в непринужденной, доброжелательной обстановке. Каждый делится тем, что он узнал нового и как это знание можно применять в повседневной жизни. Такой личностный подход позволяет более глубокому усвоению духовного знания.

Принимая активное участие в происходящем, каждый участник раскрывается, ощущает свою нужность. То есть из объекта, на который воздействуют, человек превращается в субъект, активно участвующий в происходящем. Поскольку услышанный материал подкрепляется вербально, то есть обсуждением, он лучше запоминается. Процент «включения» интеллекта повышается, а непринужденная обстановка располагает к открытости. Все это помогает выявить неточности в понимании и вовремя их подкорректировать.

Бхакти-врикша воспевание Святого имени

Посещая бхакти-врикшу, преданные изучают теоретический материал, читают и заучивают наизусть тексты священных писаний, учатся петь киртаны, играть на вайшнавских музыкальных инструментах, проповедовать, а также правильно и внимательно повторять джапу (святые имена Господа) на четках. Получается, что на бхакти-врикшах преданные занимаются совместной практикой преданного служения Господу, а дома – индивидуальной. Каждый может реализовать свои таланты и способности, задействовать их в преданном служении, а также проявить себя в той деятельности, к которой склонен больше всего.

Задача лидера – не только дать духовное знание, но и уделить достаточное внимание всем, кто посещает бхакти-врикшу. Необходимо выявить индивидуальные особенности и склонности каждого преданного, чтобы знать, куда наиболее эффективно направить его усилия. К примеру, если человек стеснительный, нужно помочь ему стать более уверенным в себе, заняв в преданном служении вместе с человеком, у которого уже развито необходимое качество. Если преданный хорошо умеет готовить и любит это дело, не заставляйте его вести киртан. Пусть занимается тем, что свойственно его природе. Лидеру нужно научиться с любовью относиться к каждому. Лидер – это слуга каждого.

Приготовление прасада

Одним из самых любимых видов преданного служения остается, конечно же, совместное приготовление прасада, затем его предложение Божествам и совместное его почитание. Прасад – это освященная пища, предложенная с любовью и преданностью Господу. Такая деятельность очень сближает и поддерживает дух сотрудничества.

Еженедельно посещая группы бхакти-врикши, начинающие преданные получают возможность общения с вайшнавами, получают духовное знание и закрепляют его на практике в благоприятной среде более опытных наставников, что позитивно сказывается на духовном росте.

В группе бхакти-врикши открывается безграничная возможность для проявления шести видов общения между преданными: дарить подарки, принимать подарки, угощать прасадом, принимать прасад, спрашивать о сокровенном и доверять свои мысли.

Перспективы развития.

Еще одним важным аспектом такой организации является то, что каждый желающий может попробовать себя в качестве лидера группы бхакти-врикши. Единственное требование – серьезный настрой в своей духовной практике. В данном случае от ведущего не требуется досконального знания философии или тонкостей духовной культуры и практики. Зато требуется энтузиазм и стремление с большой любовью проповедовать остальным азы сознания Кришны.

Итак, хотелось бы, чтобы бхакти-врикша, начатая с одной маленькой группы, состоящей из 5–10 человек, со временем разрасталась в огромную организованную вайшнавскую общину, имеющую иерархическую структуру, в которой будет множество секторов, округов и маха-округов. Предполагается, что эта община будет проводить регулярные программы и фестивали. Община может иметь даже свою инфраструктуру с собственными магазинами, школой и быть в какой-то мере автономной. Но это – дело будущего.

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что структура бхакти-врикши напоминает структуру организации небольших групп вечных спутников Господа в духовном мире. На Голоке Вриндаване есть восемь главных гопи. У каждой из них – по восемь помощниц. У каждой такой помощницы – свои восемь помощниц. У тех – свои восемь. Что скажете? Не напоминает ли это наши группы? Цель гопи – любовное служение Радхе и Кришне.

А в чем же миссия групп бхакти-врикши? В том, чтобы, сотрудничая друг с другом, каждый научился с любовью и преданностью служить Верховному Господу.

Тогда дерево бхакти будет расти, на нем появятся новые веточки. Но сколько бы много ни было веток, они все без исключения соединяются со стволом, который является их жизненной силой. Поэтому всегда находитесь в обществе преданных, которое дает силу служить Господу, развивает вкус и поддерживает наше сознание Кришны на должном уровне.

Харе Кришна.



Видео
Бхакти-врикша на природе
Фото
Аудио
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика