Вайшнавизм: от истоков до наших дней

Поделиться
Дата: 19.04.2016 | Время на чтение: 10–11 мин.
Вайшнавизм: от истоков до наших дней

Эта статья посвящена вайшнавизму – религии поклонения Господу Вишну, или Кришне, которая основана на древнейших священных писаниях на Земле, Ведах, записанных мудрецом Вьясадевой около пяти тысяч лет назад. В них рассказывается о переселении душ, карме, различных видах йоги и самом важном из них – бхакти-йоге, связи с Верховной Личностью Бога через преданное служение.

Цель вайшнавизма

Каждая религия ставит некоторую цель. Так, многие направления в индуизме стремятся к обретению мокши – освобождению от страданий, или слиянию с Абсолютом. Однако вайшнавизм четко связывает цель с познанием различных аспектов Бога. Согласно «Бхагавата-пуране» («Шримад-Бхагаватам»), существуют три аспекта Его постижения:

  1. Брахман – безличный аспект Абсолютной Истины.

  2. Локализованная Параматма – Бог в сердце каждого живого существа.

  3. Бхагаван – Верховная Личность Бога, высший объект поклонения.

Первый аспект дает лишь приблизительное понимание – как гора, находящаяся далеко, часто сливается с небом, и порой не видно четкой границы между ними.

Второй более подробно описывает Бога – мы как бы подошли к горе и отчетливо видим ее.

Третий описывает Его подробно – мы как бы поднимаемся по горе и видим все в мельчайших деталях: растительность, птиц, животных, живущих на ней.

Именно тот, кто постиг Брахман – первый, самый отдаленный аспект Господа, – получает освобождение. Однако вайшнавские писания предупреждают об опасности достижения этой цели.

Во-первых, слияние с безличным сиянием Господа не соответствует природе живых существ, которые не могут существовать без деятельности; поэтому достигшие этого положения через некоторое время вновь падают в материальный мир и получают в нем тела, чуждые духовной душе. Во-вторых, блаженство, которого можно достичь, осознав безличный Брахман, слишком мало и не идет ни в какое сравнение с тем, которое испытывает преданный, созерцая Личность Бога. Именно поэтому цель вайшнавизма – вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Верховной Личности Бога в духовном мире, находящемся за пределами материального мироздания.

Истоки вайшнавизма

В Ведах подробно описывается высшее положение Господа Вишну и подчиненное – многих других полубогов. Вишну имеет полностью духовную природу и в Своих различных аспектах создает, поддерживает и разрушает материальную Вселенную. Полубоги же являются живыми существами – душами, имеющими физические тела и потому находящимися под властью материальной природы; из-за их предыдущей благочестивой кармы им доверено управление отдельными энергиями и элементами. Так, в «Айтарея-брахмане» (1.1) утверждается, что Агни является самым низшим и младшим из богов, а Вишну – самым величайшим и старейшим.

В «Шатапатха-брахмане» (14.1.1) аналогично говорится о верховенстве Вишну и содержатся обращения к нему как к Яджнапати (тому, для чьего удовлетворения совершаются все ягьи – жертвоприношения). 

Даже когда ягьи совершаются для отдельных полубогов, чтобы получить определенные блага (знания, богатство, хороших детей, урожай), в конечном счете они предназначаются именно для удовлетворения Вишну, и только Он награждает человека соответствующими результатам.

В ярко выраженной форме вайшнавизмом проявлен в «Махабхарате». Частью «Махабхараты» является «Бхагавад-гита», которая по своему значению приравнивается к Упанишадам и является одним из главных священных текстов древнеиндийской литературы, признаваемым практическим всеми традиционными религиозно-философскими школами Индии. Во всем этом произведении, особенно в текстах 15.18 и 18.55, Кришна предстает как Верховная Личность Бога, познать которую можно только посредством преданного служения (бхакти):

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога»


Наиболее развернуто вайшнавизм представлен в Пуранах – в «Вишну-пуране», «Падма-пуране» и особенно в «Бхагавата-пуране». «Бхагавата-пурана» наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной» до сих пор является одним из наиболее популярных традиционных текстов. В этом произведении содержатся истории о Кришне и тех, кто Ему поклоняется, а также о том, как люди достигали духовного совершенства, следуя путем бхакти.

Духовные школы вайшнавизма

В вайшнавизме существуют четыре основных сампрадаи – цепи духовных учителей, по которым передается ведическое знание. Каждая из сампрадай имеет свою собственную философскую систему, в которой по разному рассматриваются взаимоотношения между Верховной Личностью Бога и индивидуальной душой (дживой). Основные сампрадаи и их основоположники:

  1. Рудра-сампрадая («чистый монизм») – Валлабха.

  2. Кумара-сампрадая («монизм-дуализм») – Нимбарка.

  3. Шри-сампрадая («особый монизм») – Рамануджа.

  4. Брахма-сампрадая («дуализм») – Мадхва.

Наиболее известна Брахма-сампрадая, потому что именно в ней появился Чайтанья Махапрабху – самое милостивое воплощение Кришны, раздающее любовь к Богу всем людям без ограничений, которого часто называют Гаура, или Гауранга (золотой).

Господь Чайтанья в окружении своих ближайших спутников и преданных воспевает Святые Имена

Господь Чайтанья не только довел философскую систему вайшнавизма до совершенства, положив в основу непостижимое одновременное единство и различие Бога и живых существ, но и дал всему миру ключ к спасению – практику воспевания мантры Харе Кришна (санкиртану) как единственный способ духовного возвышения, позволяющий душе в наш век вернуться в свою изначальную вечную обитель – духовный мир. Самым известным описанием жизни и учения Господа Чайтаньи Махапрабху является «Чайтанья-чаритамрита» Кришнадасы Кавираджи.

Гаудия-вайшнавизм

Гаудия-вайшнавизм составляет отдельную ветвь Брахма-сампрадаи. Он называется Брахма-мадхва-гаудия-сампрадаей и имеет собственные комментарии на три базовые текста веданты: Упанишады, «Веданта-сутру» и «Бхагавад-гиту».

Систематическое изложение Гаудия-вайшнавизма было начато в XVI веке ближайшими учениками Чайтаньи Махапрабху Рупой Госвами, Санатаной Госвами и Дживой Госвами. Завершил этот процесс философского оформления сампрадаи Баладева Видьябхушана, составивший в начале XVIII века обстоятельный комментарий к «Веданта-сутре», который принес Гаудия-вайшнавизму признание как самостоятельной школы.

Гаудия-вайшнавизм отличается от других сампрадай тем, что в его основе лежит самое значительное произведение Вед – «Бхагавата-пурана».

 Век человека короток, Веды же велики по объему.

Автор Вед Вьясадева составил комментарий сначала на Веды – «Веданта-сутру», а затем откомментировал и ее; так появилась «Бхагавата-пурана», «сливки» ведической мудрости, в которой сконцентрировано все знание.

Гаудия-вайшнавизм в современном мире

На рубеже XIX-XX веков было начато представление Гаудия-вайшнавизма на Западе великим учителем сампрадаи Бхактивинодой Тхакуром, которое затем продолжилось его сыном – Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.

Бхактиведанта Свами Прабхупада, ученик Бхактисиддханты Сарасвати, начал широкое распространение Гаудия-вайшнавизма в западных странах с 1960-х годов. В 1966 году он основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) – религиозную организацию, представляющую традицию Гаудия-вайшнавизма и получающее все большее признание со стороны всех современных людей, ищущих ответы на жизненно важные вопросы.



Видео
Фото
Аудио
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика