Бхагават-шраванам: слушаем из первоисточника

Поделиться
Дата: 14.08.2016 | Время на чтение: 6–7 мин.
Бхагават-шраванам: слушаем из первоисточника

Если вы зайдете утром или вечером в храм кришнаитов (правильнее их называть, конечно, вайшнавами), то попадете либо на лекции по священным писаниям, либо на киртан, когда последователи этой древней традиции поют, славя Бога, и танцуют перед алтарем. Слушание писаний относится к наиболее важным элементам духовной практики кришнаитов и, пожалуй, наиболее понятно людям, не знакомым с традицией бенгальского бхакти.

Во всех подробностях методы духовного самосознания раскрываются в произведениях выдающихся вайшнавских ачарьев эпохи возрождения кришна-бхакти. Эту эпоху связывают с именем Шри Чайтаньи (1486-1534), которого часто называют золотой аватарой Кришны. На санскрите такое слушание называется бхагават-шраванам. Эта традиция уходит своими корнями в далекое прошлое, когда собрания множества людей ради того, чтобы послушать мудрецов, были такими же привычными, как для нас теперь посещение рок-концерта или футбольного матча.

Бхагават-шраванам означает буквально «слушание бхагаваты», причем под бхагаватой имеют в виду либо священное писание «Бхагавата-пурану» («Шримад-Бхагаватам»), либо святого человека, которого принято называть бхагаватой, то есть «приближающим к Бхагавану (Богу)».

Книги Шрилы Прабхупады

В основе бхагават-шраванам лежит наука о природе звука и оптимальной трансляции духовного знания. Дело в том, что звук – это одна из наиболее тонких материальных субстанций. Он обладает способностью проникать в самые разные сферы материи и сознания. Знаменитый вайшнавский философ, современник Шри Чайтаньи и один из его преемников, Рупа Госвами (1493-1564) приводит цитату из «Гаруда-пураны», в которой говорится о том, что именно звук переносит человека из одной формы бытия в другую. Он сравнивает действие мантры с действием особого мистического заклинания, произносимого знахарем над человеком, ужаленным змеей, что можно иногда увидеть в индийских деревнях и в наши дни. Суть в том, что когда человек пребывает в столь глубоком бессознательном состоянии, привести его в чувство может только звук. Точно так же отрезвляюще действует на нас и звук, несущий духовную энергию, даже если мы находимся в очень глубоком состоянии невежества. Сила духовного звука такова, что она может возвысить до невероятно высокого духовного уровня даже самого грубого материалиста.

Таким образом, шраванам – это традиционный и проверенный тысячелетиями способ восприятия знания через слушание. Веды особо подчеркивают важность именно слушания и, естественно, слушания из достоверного источника. Слух как способность воспринимать знание в виде тонкой субстанции звука – важнейшее чувство, которым наделен человек и многие другие живые существа. В древние ведические времена люди обладали удивительной для нас, современных людей, способностью внимать с такой концентрацией, что услышанное даже единожды отпечатывалось навсегда в сознании и памяти, причем независимо от гигантских объемов сведений (ведические тексты содержат по меньшей мере 10 миллионов шлок (стихов), мантр и гимнов самой разной степени сложности).

Харинама-уличное пение маха-мантры

Полученное в виде звука знание передавалось без искажений по цепи ученической преемственности, при этом сохранялось изначальное послание и настроение первоисточника, то есть Бога. Можно сказать, что появившееся позже письменное оформление знания, а затем и книгопечатание были не достижением, а свидетельством грядущего упадка цивилизации, признаком резкого ослабления памяти, внимательности, гибкости и глубины мышления людей. Слушание стало подменяться зримыми образами и формами, что сделало восприятие знания в прямом смысле «формальным».

Надо отметить, что под шраванам мы сегодня понимаем, разумеется, и чтение священных писаний. Видя плачевное состояние людей, Вьясадева (его называют литератуным воплощением Кришны) в свое время записал санскритские веды, чтобы сохранить для людей будущего возможность соприкоснуться с первоисточником. И уж если веды были записаны пять с лишним тысячелетий назад, то легко можно себе представить колоссальную пропасть между интеллектом тех людей и уровнем современных землян, пусть даже и с красным дипломом.

Шрила Прабхупада- ачарья

Сегодня мы читаем священные писания, чтобы понять их. Звук сам по себе способен перевести сознание человека в иное состояние, однако мы прилагаем усилия, чтобы понять суть наставлений, изложенных в шастрах.

«Мой дорогой глупый друг, – иронично и с надеждой пишет Рупа Госвами, словно обращаясь к любому из нас, – я думаю, что тебе уже доводилось слушать благословенный «Шримад-Бхагаватам», осмеивающий стремление к плодам кармической деятельности, экономическому благополучию и освобождению. Теперь, я надеюсь, уже ничто не сможет помешать тому, чтобы стихи Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», описывающие игры Господа, постепенно вошли в твои уши и проникли в твое сердце».




Видео
Фото
Аудио
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика