Особенности культуры сообщества западных вайшнавов рассматриваются в данной статье в контексте общечеловеческих ценностей. На основе культурологических концепций П. Сорокина анализируется состояние «умирающей чувственной культуры» современного западного общества и выявляются характерные черты настоящей социокультурной ситуации. 

Разговор о вещах серьезных позвольте начать с курьеза.

Как-то таксист, остановивший машину у трехэтажного кирпичного особняка, в котором располагался Центр ведической культуры, без тени усмешки спросил у меня:

− Это баня?

− Почему баня? – удивилась я. Но тут же, поняв, в чем дело, сама же и ответила на собственный вопрос: «Видимо, потому, что мужчины – в простынях».

Таксист утвердительно кивнул. Через створку открытых ворот виднелись люди, одетые в демисезонные куртки и пальто поверх вайшнавской одежды

Людям свойственно находить для непривычных явлений вполне привычные и даже обыденные объяснения. Неточность восприятия не позволяет видеть объекты в подлинном свете. Как дать адекватную оценку незнакомой культуре, если в сознании отсутствуют образные и понятийные соответствия всему увиденному? Но если человек постоянно совершает промахи в оценках вещей и явлений, то в ущербе остается Истина. А можно ли выстраивать здание жизни на зыбком и ненадежном фундаменте?

Попытаемся серьезно поразмышлять о феномене культуры западных вайшнавов, членов Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), прозванных в народе «кришнаитами».

Творчество

Слово «культура» (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) имеет несколько значений, в том числе: уровень, достигнутый в какой-либо области знаний или деятельности; степень развития, присущая чему-либо. Нас будет интересовать культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, и характеризующих определенный уровень его развития. В своих рассуждениях мы пойдем дедуктивным путем – от общего к частному, чтобы понять, какое место занимает локальная культура сообщества западных вайшнавов на карте общечеловеческих культурных ценностей.

Кстати, о ценностях. Из приведенного выше определения культуры становится очевидным, что если они – ценности – составляют основу всякой культуры, то именно они же ее и характеризуют. Для того, чтобы понять особенности современной западной культуры, в недрах которой мы все существуем, нужно разобраться в том, какие ценностно-значимые составляющие лежат в ее основе. Замечательные исследования в этой области, проведенные в свое время известным социологом и культурологом П. Сорокиным (1889-1968), помогут нам в этом.

В соответствии с его представлениями, все составные части культуры пронизаны единым основополагающим принципом. В основе культуры могут лежать сенсорный, рассудочный или интуитивный ценностные аспекты, давая начало трем типам культуры: чувственной, идеалистической и идеациональной, соответственно. При этом доминирующие черты существующей культуры, основные формы социальной, экономической и политической организации также по-своему проявляют одну из трех названных главных ценностей.

Киртан

Во многих своих работах на протяжении ряда лет и на основании «обширных доказательств» П. Сорокин констатировал, что:

«Все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис... Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань... Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра…».


Из приведенной цитаты можно сделать выводы о том, что современная западная культура относится к чувственному типу, и что она переживает кризис, который более детально описывается автором в следующем отрывке:

«…настоящий кризис носит не обычный, а экстраординарный характер. Это не просто экономические или политические неурядицы, кризис затрагивает одновременно почти всю западню культуру и общество, все их главные институты. Это кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. Это – кризис форм социальной, политической и экономической организаций, включая формы брака и семьи. Короче говоря, это кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырех столетий».


Давая собственную оценку кризису, известный социолог представляет также позицию сторонников «пессимистического диагноза» состоянию культуры западного общества:

«Другой диагноз гораздо более пессимистичен, хотя и менее распространен, особенно в Соединенных Штатах. Он рассматривает данный кризис как предсмертную агонию западного общества и его культуры. Его адепты, которых не так давно возглавил Освальд Шпенглер, уверяют нас в том, что любая культура смертна. Достигнув зрелости, она начинает приходить в упадок. Концом этого упадка является неизбежное крушение культуры и общества, которому она принадлежит. Западные общества и их культура уже пережили точку своего наивысшего расцвета и сейчас находятся на последней стадии своего упадка. В связи с этим настоящий кризис – всего лишь начало конца их исторического существования. Не существует средства, которое могло бы отвратить предначертанное, как и не существует панацеи, способной помешать смерти западной культуры».


Несмотря на определенные различия, и П. Сорокин, и упомянутый им О. Шпенглер, едины, предрекая «закат» европейской культуры.

Киртан

Обратимся к описанию кризиса в «системах истины (наука, философия, религия)», позволяющее увидеть характерные черты настоящей социокультурной ситуации. По Сорокину, «идеациональная истина − это истина, обнаруживаемая сверхчувственным способом посредством мистического опыта, прямого откровения, божественной интуицией и вдохновением; чувственная истина − истина, постигаемая органами чувственного восприятия; идеалистическая истина есть синтез двух других истин (идеациональной и чувственной), созданный разумом». Приведенная ниже характеристика «чувственной системы истины и познания» поражает своей фотографической точностью. Мы сознательно приводим столь объемный фрагмент произведения ученого, считая необычайно значимой каждую содержащуюся в нем мысль:

«Так как в соответствии с основной посылкой чувственной культуры реальная ценность чувственна, то и познание, естественно, осуществимо только через наши органы чувств. Чувственная истина – это истина чувств.

Если чувственная система не поощряет какого-либо интереса к сверхчувственным аспектам действительности, то она оказывает явное предпочтение изучению чувственного мира со всеми его физическими, химическими и биологическими качествами и связями. Познание становится эквивалентом эмпирического знания, представленного естественными науками.

Чувственная истина, или эмпиризм, отрицает, как мы видели, любую богоявленную сверхчувственную истину. Она также подвергает сомнению до определенного предела разум и логику, если их выводы не подтверждаются показаниями органов ощущений. Поэтому в чувственных культурах и обществах эмпирические системы философии набирают силу, а философия, основанная на идеалистической и идеациональной истинах, приходит в упадок.

Всесторонне развитая чувственная система истины и знания, рассматривающая все, будь то открыто или завуалировано, в материалистическом ракурсе, неизбежно материалистична.

Медитация

Отсюда общая тенденция чувственного мышления рассматривать мир, даже человека, его культуру и сознание, материалистично, механистично и бихевиористично. Человек становится в чувственной научной дефиниции «комплексом электронов и протонов», животным организмом, рефлекторным механизмом, многообразием отношений типа стимул-реакция, психоаналитическим «мешком», наполненным физиологическими стремлениями. «Сознание» объявляется неточным и субъективным понятием, обозначающим физиологические реакции и открытые действия заданного типа. Все концепции и теории, основанные на духовной, сверхчувственной, нематериальной реальности, отклоняются как заблуждения или как результат злоупотребления словами.

Научные теории, основанные на истине чувств, имеют тенденцию стать материалистическими, механическими и количественными, даже в трактовке человека, культуры и духовных явлений. Социальные и психологические науки имитируют естественные науки, пытаясь подходить к проблеме человека так же, как физики и химики анализируют неорганические явления.

Все духовное, сверхчувственное или идеалистическое высмеивается, заменяется унижающими интерпретациями.

В такой культуре материальные ценности, естественно, становятся определяющими, начиная со всемогущего богатства и кончая всеми ценностями, которые удовлетворяют физиологические потребности человека и обеспечивают его обыденный комфорт. Чувственные потребности и удовольствие, как мы видим, становятся единственным критерием того, что такое хорошо и что такое плохо. Следующим следствием такой системы истины является развитие темпорального, релятивистского и нигилистического склада ума. Чувственный мир находится в состоянии постоянного течения и становления. В нем нет ничего неизменного − даже вечное высшее бытие. Разум, находящийся во власти истины чувств, просто не воспринимает какого-либо постоянства, а постигает все ценности в условиях изменения и перехода. Чувственный склад ума рассматривает все с точки зрения эволюции и прогресса. Это приводит к возрастающему отрицанию вечных ценностей, которые вытесняются временными или быстротечными соображениями… Любая теория, признающая в рафинированной или грубой форме чувственное счастье, наслаждение, полезность, комфортность высшей ценностью, есть чувственная система этики. Все чисто утилитаристские, гедонистические и даже многие эвдемонистические системы этики суть разновидности таких этических идеалов… Их высшая цель – увеличить сумму чувственного счастья, удовольствия и комфорта, ибо они не признают никакой сверхчувственной ценности… Девальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности потеряли свой престиж. В них уже вовсе нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и больше на истинные нравственные ценности смотрят, как на всего лишь «рационализации», «выводы» или как на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические, материальные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую завесу, скрывающую прозаические интересы, эгоистичные желания и особенно страсть к материальным ценностям».

Киртан

Как мы видим, П. Сорокин выстраивает цепь причинно-следственной связи, исходя из основной посылки культуры чувственного типа и отображая как следствие реальное положение дел во всех областях культурной жизни, начиная с науки и философии и заканчивая сферой морали и нравственности. Напрашивается вывод о том, что возведение чувственной потребности в ранг генерального принципа и культурной ценности приводит тех, кто поступает подобным образом, к регрессу и деградации.

А теперь давайте представим, как в недрах разлагающейся чувственной культуры, успевшей за период, прошедший с момента выхода в свет книги П. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество», в некоторых своих проявлениях дойти до полнейшего абсурда и нравственного разложения, пробивается живой духовный росток. Не является ли он началом «идеациональной культуры создаваемого завтра», предсказанной ученым? Чтобы в этом убедиться или опровергнуть данное предположение, необходимо понять, что собой представляет феномен культуры современных западных вайшнавов.

Казалось бы, для культуры отдельного сообщества людей более подходят определения корпоративной культуры:

  1. «Комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации, эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп» (Х. Шварц и С. Дэвис (Howard Schwartz, Stanley Davis, 1981).

  2. «Система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную, общую для них психологию» (П.Б. Бейл).

  3. «Совокупность идей, ценностей, общепризнанных моделей и норм поведения, присущих конкретной организации; совместный опыт членов организации, формирующийся в ходе коллективной деятельности и выраженный как материальными, так и духовными формами» (А.Н. Крылов, 2014).

Хотя данные определения отражают отдельные черты и характеристики Международного общества сознания Кришны, они не носят исчерпывающего характера. ИСККОН не является коммерческой организацией, не преследует цели получения прибыли, как, впрочем, и другие материальные цели. И, не смотря на то, что официально имеет статус религиозной организации, фактически не является ей в привычном понимании этого слова. Основатель-ачарья Международного общества А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и другие духовные авторитеты вайшнавизма неоднократно подчеркивали, что сознание Кришны – это не мирская «ритуальная» религия, а, прежде всего, духовная философская и образовательная система.

Наследие

Мы не погрешим перед истиной, если скажем, что культурная система ИССКОН носит уникальный характер. Осуществляя духовные цели, она также располагает наследием Шрилы Прабхупады в форме книг, переведенных на десятки языков, шестью с половиной сотнями храмов в более чем ста странах мира, учебными заведениями, экопоселениями и фермерскими хозяйствами, вегетарианскими кафе и благотворительными центрами раздачи вегетарианской пищи малоимущим, произведениями искусства – живописными полотнами, музыкальными, литературными, поэтическими, драматургическими и кинематографическими произведениями, созданными членами общества и многим другим.

Культура ИСККОН базируется на духовных знаниях, содержащихся в древних ведических источниках: «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам», или «Бхагавата-пуране». Теоретическая часть (самбандха) включает знание о сущности и взаимодействии Бога (ишвары), живого существа (дживы) и материальной природы (пракрити). Одновременно средством достижения конечной цели и самой духовной целью является бхакти – любовное преданное служение Кришне, Верховной Личности Бога. В основе вайшнавской культуры лежит принцип духовного общения (сат-санга), включающий разные уровни общения. Сат-санга является условием социальной стратификации и организации общества вайшнавов. При соблюдении принципа духовной коллегиальности в процессе духовного общения закладываются основы института варнашрама-дхармы – ведической системы, классифицирующей членов общества в соответствии с их качествами и уровнем образования по роду занятий и социальному статусу.

«В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай же, что хотя Я и являюсь создателем этой системы, сам Я, вечный и неизменный, не причастен к какой-либо деятельности».


Культурные традиции ИСККОН

Склонность человека к определенному виду деятельности находится в зависимости от влияния на него тех или иных гун материальной природы. Для того, чтобы разные по природе люди имели возможность духовно прогрессировать, нужна «научная» стратификация общества. Ее и призвана обеспечить система варнашрама-дхармы. Без духовного знания и понимания социокультурных закономерностей, без владения методами духовного совершенствования, и главное – без веры в Верховную Личность Бога люди по инерции и в соответствии с импульсами тела окажутся в полной зависимости от материальной энергии и внешних обстоятельств, например, таких, как умирающая культура чувственного типа. Совершенно иное культурное пространство, способное на независимое существование и развитие даже в недрах чувственной культуры, подчиняется альтернативным законам и находится во власти духовной энергии, в соответствии с поставленной ачарьей-основателем и членами ИСККОН целью и средствами ее достижения. Западные вайшнавы, выросшие в условиях глобальной технократической культуры, объединены в целостную общность на основе культуры древних Вед. Преодолевая множество препятствий, проходя сквозь непонимание, недоброжелательность, предвзятое отношение и предубеждение, преданные западного ИСККОН продолжают следовать духовным путем для осуществления своих возвышенных целей. Не в этом ли заключается уникальность феномена их культуры?



Также будет интересно

Откуда появляется скука
Откуда появляется скука
Ваш вечный доброжелатель А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Часть 1)
Ваш вечный доброжелатель А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Часть 1)
Ваш вечный доброжелатель А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  (Часть 2)
Ваш вечный доброжелатель А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Часть 2)
Миссия Шрилы Прабхупады
Миссия Шрилы Прабхупады
Шрила Прабхупада – ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны
Шрила Прабхупада – ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны
Родители Шрилы Прабхупады
Родители Шрилы Прабхупады
Шрила Прабхупада об аюрведе
Шрила Прабхупада об аюрведе
Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада о вегетарианстве
Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада о вегетарианстве
Как работа может стать поклонением
Как работа может стать поклонением
О важности проведения праздников
О важности проведения праздников
Яндекс.Метрика