Алексей Тонких: «Мы все тотально зависимы, вопрос лишь в том, от кого мы хотим зависеть»

Автор: Алексей Тонких
Поделиться
Дата: 23.06.2016 | Время на чтение: 26–27 мин.
Алексей Тонких: «Мы все тотально зависимы, вопрос лишь в том, от кого мы хотим зависеть»

В современном обществе, где каждый сам хозяин своей судьбы, о Боге говорить как-то не принято - вдруг людей смутишь или сойдешь за неудачника, застрявшего в прошлом веке. Однако такие ребята, как герой нашего нового интервью, ломают все стереотипы. Для них молитва – это не удел слабых, а естественное состояние бытия и высший смысл жизни.

Молодой, успешный и амбициозный, режиссер Алексей Тонких – выпускник престижного Royal Holloway в Лондоне – говорит, что для него творчество – «это не громкие имена, и не цифры количества просмотров в интернете... Это некое состояние благодарности и связи с Господом». Очевидно, что без помощи свыше здесь не обошлось: Алексей одновременно снимает фильмы, руководит компанией Pure-in, занимается хатха-йогой и духовной практикой (имеет посвящение в гаудия-вайшнавской традиции и духовное имя Шактьявеша аватара дас), успевает готовить тренинги по саморазвитию и общаться с большим количеством друзей и единомышленников.

О том, почему парень с большими перспективами, получив столь престижное образование, не стал снимать блокбастеры, а выбрал Кришну, а также о том, как ему удается всё сочетать и не сойти с ума, мы и поговорили с Алексеем в нашем интервью.

VEDA.RU:  В вашем фильме Long Lost («Сбившийся с пути») по сюжету с главным героем происходит удивительное преображение: только что он как ни в чем не бывало дебоширил со своими друзьями, как вдруг короткая встреча с парнем кришнаитом в одночасье изменила всю его жизнь. Домой утром он приходит совершенно другим человеком, и, похоже, что он уже никогда не будет таким, как был еще вчера. На первый взгляд такое развитие событий может показаться неправдоподобным. Действительно ли в этом есть преувеличение или же это реальная история?

Алексей Тонких

Алексей Тонких:  Одна из самых важных вещей, которую я понял, общаясь с людьми самого разного толка - в этом мире происходят самые удивительные вещи! Вы спрашиваете, насколько это реально, что жизнь человека может в одночасье повернуться на 180 градусов? Да, это возможно. Причем после этого она снова может повернуться на 180, а потом еще раз на 180 градусов… (Улыбается.) Когда я жил в ведическом ашраме в центре Лондона на Сохо-стрит, опыт присутствия божественной силы, который я там получил, был настолько сильным, что мне захотелось использовать язык кино для того, чтобы рассказать о том, как неожиданные совпадения могут изменить всю нашу жизнь. События фильма не слишком драматизированы, это достаточно реальная вещь.

VEDA.RU:  А как вы сами познакомились с вайшнавской традицией, и чем она привлекла вас?

Алексей Тонких:  Когда мне было 18 лет и я учился на третьем курсе университета, я начал искать какую-то альтернативу ненужным зависимостям, с которыми я на тот момент имел дело. Я уже осознавал, что не хочу так жить, но сложность была в том, что я не мог этого не делать. Например, я был зависим от игровых автоматов и совершенно не мог ничего с этим поделать. Каждый раз какая-то сила затягивала меня туда. И это была лишь одна из вещей, от которых я мучился.

Нехватка внутренней силы, возможности как-то контролировать себя и быть хозяином своей судьбы в тот момент повела меня на поиски, и так я столкнулся с йогой. Я начал практиковать хатха-йогу и в то же время в клубе, в котором я тогда работал, познакомился с девушкой-вайшнави, которая вскоре привела меня на праздник Джанмаштами в храм Кришны в Москве. Но в то время мне было 18 лет и я еще не мыслил глубиной людей, для меня были важны какие-то внешние вещи, чтобы всё было круто, все были «в теме». (Улыбается.) Поэтому я не долго задержался в обществе преданных.

Через некоторое время в Лондоне ко мне опять пришли страдания, но на этот раз все было по-другому. На тот момент мне уже удалось обрести какой-то внутренний стержень через хатха-йогу, но я учился в университете Royal Holloway, где меня, мой образ мыслей, мой внутренний мир, мое желание делать добрые дела и снимать хорошее кино вообще не принимали. Меня убеждали в том, что секс, наркотики и насилие – это то, что продается.

Я стал искать прибежище в «Махабхарате» - книге, которую я купил в храме Кришны на Сохо-стрит, и вообще стал чаще ходить туда, так как это было место, где меня принимали таким, какой я есть. Я стал пробовать повторять Маха-мантру, а потом случился один момент, который стал кульминацией моих поисков. После празднования 40-летия установления божеств Шри Шри Радха-Лондон-ишвара, в храме было своего рода after-party, играли ребята из группы The Mayapuris – молодые, классные… как я сказал бы тогда - «в теме»… В маленькой алтарной комнате было много людей, я танцевал, радовался, обнимался - всё было очень здорово. И помню момент, когда я отошел в угол помещения, и всё как будто поплыло. Завистливо настроенные люди наверняка сказали бы: «Тебе что-то подмешали!» Но я знаю, что у меня просто был приступ невероятной благодарности и счастья. И в этот момент я услышал голос внутри: «Не это ли ты искал?» И я впервые в тот момент внутренне признался себе: «Вау, мне всё нравится! Всё!»

Алексей Тонких

Потом я окончил университет и остался в брахмачари-ашраме на три года, чтобы глубже погрузиться в медитацию. Я понимал, что мне нужно сильно переосмыслить всё, что я знаю о жизни, чтобы в моем дальнейшем плавании было как можно меньше опасных рифов и необдуманных поступков. Я понял, что хочу прожить максимально осознанную жизнь, чтобы всё то, что я буду давать обществу, было выражением моей благодарности Богу.

VEDA.RU:  А что вас больше всего привлекло в «Махабхарате»?

Алексей Тонких:  Меня привлекло то, как ее герои говорят, как они строят отношения. Отношения, которые отражены в этой истории, полны высоких принципов, пропитаны человечностью и моралью. А поскольку в это же самое время моя реальность была прямо противоположной – пустые и поверхностные отношения, в которых тебя воспринимают как что-то, что можно использовать – это рождало уверенность, что «Махабхарата» - это не просто красивая история, это то, как должно быть на самом деле! Вот как должны вести себя люди, как они должны общаться, как они должны любить, служить, вот чем они должны заниматься, вот какая сила в них должна быть заложена!

И я естественным образом притянулся к храму и к тем людям, отношения между которыми, по крайней мере, напоминали о тех ценностях, которые описывались и провозглашались в этой удивительной истории.

VEDA.RU:  Вообще интересно… Молодые люди с большими планами на жизнь, друзьями и тусовками. Как так происходит, что многих вдруг начинает интересовать Бог и отношения с Ним? В нашем мире это довольно странная вещь…

Алексей Тонких:  Внутри каждого человека, вне зависимости от его возраста и профессии, живет искатель, кто-то, кто хочет познать, испытывать, у кого есть тяга к любви, к опыту. К сожалению, чаще люди живут как в поговорке «пока гром не грянет…»

Я глубоко уверен в том, что мы по своей природе существа духовные, а значит, это скорее естественно в какой-то момент задать вопрос о Боге и начать поиск, нежели не задать его. Поэтому для меня это не вопрос «почему?» или «как?». Для меня это вопрос: «Почему так поздно?!? Как так случилось, что тебе понадобилось столько времени, чтобы задать такой простой и очевидный вопрос???»

Алексей Тонких

VEDA.RU:  Есть такая тенденция - противопоставлять духовную практику и привычную нам жизнь. То есть, в понимании многих людей, духовность – это что-то, что в храме, где все очень духовные и говорят о Боге, а на улице – это реальная жизнь… При этом вы сами одновременно серьезно практикуете духовную жизнь и реализуетесь в обществе: снимаете фильмы, занимаетесь бизнесом, разрабатываете тренинги. Могли бы вы объяснить, что такое настоящая духовность и как она связана с повседневностью?

Алексей Тонких:  Это очень интересный вопрос, в который заложено интересное заблуждение. Духовность – это естество. Я верю и до какой-то степени осознаю, что я духовен по природе, и это значит, что то, что я делаю, и те отношения, которые у меня есть, по умолчанию духовны.

В рамках этого условного деления, где мы ассоциируем духовную деятельность с походами в храм и посещением какого-то места силы, а материальную – с деятельностью за станком или компьютером, кажется, что между этими двумя аспектами целая пропасть. Но для души естественно привносить частицу любви и чистоты во всё, с чем она соприкасается. Это значит, что вне зависимости от того, находишься ли ты в будке рядом с эскалатором или воспитываешь ребенка, если в этот момент ты чувствуешь связь, понимаешь, зачем и ради кого ты это делаешь, какова цель всего этого, духовность перестает быть «где-то там» в кельях или гималайских пещерах.

Духовность – это быть здесь и сейчас, выполнять свою роль, быть полезным для общества, заботиться о семье, быть другом для своих друзей, но при этом вместе со всеми этими людьми пытаться строить отношения совсем другого качества. Отношения, основанные не на умственной перепалке и попытке доказать, кто здесь самый интеллигентный, а на желании что-то дать каждому человеку. Если мы будем каждое свое действие хотя бы осознавать, то в какой-то момент мы найдем связь с тем, Кто дал нам всё это – возможность жить, дышать, творить.

VEDA.RU:  То есть, если мне кажется, что мои родители мешают мне быть духовным, это значит, что я так и не понял, что такое духовность?

Алексей Тонких:  Мой духовный учитель Шрила Бхакти Вигьяна Госвами говорит: «Как ты можешь полюбить Бога, если ты не научился любить своего ближнего?» В первую очередь важно научиться любить хотя бы тех, кто находится ближе всего к тебе.

Кто-то скажет: «Легко быть святым в пещере или монастыре, вот зайди в метро, там и прояви свою святость». И до какой-то степени он будет прав. Свят тот, кто в любой ситуации сохраняет эти качества. Далеко не всегда уход от раздражителей или от той роли, которую ты должен выполнить в обществе, является правильным, даже если это происходит под эгидой желания посвятить себя Богу. Здесь нужно очень тонко посмотреть, какова твоя мотивация. Возможно, лучше быть примером здесь и сейчас, где это нужно больше всего?

VEDA.RU:  Вы снимаете фильмы, руководите компанией Pure-in, занимаетесь духовной практикой, у вас есть друзья, близкие… Есть ли у вас какие-то принципы, которые позволяют все эти сферы связать и поддерживать баланс между ними?

Алексей Тонких:  Есть такой принцип: утро посвяти Богу, день - обществу, вечер – семье, а ночь оставь себе. Когда я попытался принять постулат ведической философии о том, что счастлив ты можешь быть, только когда отдаешь, живешь для других, когда я попытался применить это на практике и стать более отзывчивым и прямым по отношению к людям, я попал в поток, где вещи сами складываются идеальным образом в нужное время и в нужном месте.

Культура, в которой мы воспитываемся, достаточно грубая. Она призывает думать, что через кулаки и локти ты можешь пробить себе путь к кормушке, и только те, кто у кормушки, по-настоящему счастливы. А ведическая культура говорит о прямо противоположном. Избавившись от зависти, от желания кому-то что-то доказать, от гнева и духа соперничества, просто пытаясь помочь другим, ты успеешь всё и станешь в тысячи раз богаче.

Важно не то, сколько ты имеешь, а то состояние, в котором ты пребываешь. Когда ты учишься служить и делать других счастливыми, тебе становится мало нужно для того, чтобы быть счастливым самому, а внешних ресурсов при этом приходит гораздо больше. И наоборот, когда ты пытаешься кровь из носу добиться чего-то, даже если тебе удается заскочить на какую-то ступеньку, неправильная мотивация и желание большего постоянно держат тебя в состоянии дефицита. И даже достигнув всего, ты остаешься неудовлетворенным.

Алексей Тонких

VEDA.RU:  Однажды мой знакомый сказал: «Я не могу признать, что Бог есть, потому что я не могу допустить, что кроме меня кто-то еще контролирует мою жизнь». Действительно ли отношения с Богом – это какое-то ограничение свободы, как часто думают?

Алексей Тонких:  Хотим мы этого или нет, осознаем мы это или нет, но мы очень сильно подконтрольны. Я не говорю сейчас о Боге. Очевидно, что я сильно завишу от того, взошло солнце или нет. Вы выехали на дорогу и попали в пробку, потому что произошла авария. Вы планировали чудесный отдых в Таиланде с девушкой, и в первый же день у вас украли паспорт и все деньги. Вы готовились к Олимпиаде четыре года, и за два дня до выступления вас срубил какой-то один маленький микроб.

Мы зависимы практически во всем. Настроение, погода, тело… Какая-то маленькая пружинка в нашем теле или уме может как-то не так заработать, и мы уже ничего не можем сделать, кроме как злиться, ругаться и нервничать. Мы не можем ничего сделать с тысячами других существ, которые могут в любой момент каким-то образом повлиять на нас. И что уж говорить о явлениях космического масштаба. Мы тотально зависимы! Мы постоянно кому-то или чему-то служим.


И возможность, которую открывает для человека попытка духовной практики – это возможность освободиться от этих влияний и попасть под влияние очень чистой энергии, вручив себя Тому, кто является хозяином всего и кто, на самом деле, постоянно заботится о нас. Мы тотально зависимы, вопрос лишь в том, от кого мы хотим зависеть.

VEDA.RU:  В чем суть духовной практики, которой вы занимаетесь?

Алексей Тонких:  Всегда помнить о Боге и стараться никогда о Нем не забывать.

VEDA.RU:  Но вокруг столько всего интересного. Как это возможно?

Алексей Тонких:  До тех пор, пока вкус не стал очевидным, а вера - твердой, ты делаешь конкретные вещи, которые будут как можно чаще тебе напоминать о Боге. Ты можешь поставить какое-то изображение в машине или повесить что-нибудь на компьютер или на холодильник. Ты добавляешь в свою жизнь что-то, что будет постоянно тебе напоминать: «Эй, парень, ты здесь не просто так! Ты на пути! У тебя есть задача! Подумай, как ты хочешь провести сегодняшний день?»

До какого-то момента эти вещи дают тебе пинка и напоминают о том, что ты должен сегодня прожить хороший, осознанный, насыщенный день. Поначалу это непросто, но шаг за шагом у тебя накапливается чувство связи с Богом и опыт прожитого дня, когда ты помнил о Нем, о том, кто ты на самом деле, о цели жизни… В какой-то момент этот опыт начинает резонировать с тем, кем ты на самом деле являешься, это состояние становится всепоглощающим и тебе уже не нужно думать о том, как помнить о Боге. Ты просто постоянно находишься в удивительном состоянии внутренней полноты и благодарности.

VEDA.RU:  Могли бы вы дать какой-то полезный совет тем, кто находится в самом начале своих духовных поисков?

Алексей Тонких:  Я верю в то, что каждый человек по-своему индивидуален. Многие люди в этой жизни могут достигнуть духовной реализации в любой из традиций, и это не обязательно та традиция, которую выбрал я. Но что важно, чтобы человек был искренен перед самим собой и чтобы он искренне обратился к Богу и попросил Его показать путь. «Как я могу найти себя? Как я могу быть максимально полезен людям? Как я могу реализовать заложенный во мне потенциал? Как я могу стать лучше?» Само это умонастроение и желание стать на духовный путь откроет многие двери.

Но нужно помнить, что духовная жизнь – это не взгляд на мир через розовые очки. Это не игрушка, это не что-то дешевое и сентиментальное. Настоящая духовная жизнь полна испытаний. Но именно это делает наши отношения с миром еще более творческими и насыщенными! И какой бы требовательной ни была духовная жизнь, чувства полноты и счастья, которые она приносит - это точно самое крутое, что только можно испытать в этом мире. Как в какой-то рекламе: «Попробовав раз… (Задумывается.) Ем и сейчас!» (Все смеются.)



Видео
Фото
Аудио
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика