Виктор Пелевин с точки зрения гаудия-вайшнавизма

Поделиться
Дата: 23.02.2022 | Время на чтение: 7–8 мин.
Виктор Пелевин с точки зрения гаудия-вайшнавизма

В современных российских реалиях можно обнаружить не так много личностей, которых можно назвать властителями дум, философами и литераторами-интеллектуалами. Одним из наиболее ярких мыслителей нашего времени является, безусловно, писатель Виктор Пелевин. В 2009 году писатель был признан самым влиятельным интеллектуалом России. Чем же столь интересен Виктор Пелевин своим многочисленным поклонникам? Его произведения наполнены остросоциальной сатирой и глубокомысленным юмором, требующим от читателя широкой культурологической компетенции. Также писатель тонко чувствует новейшие тренды, оказывающие влияние на российское общество.

Однако весьма важной составляющей произведений Виктора Пелевина являются философская. Каковы же основные философские направления, развиваемые писателем в его произведениях? Их, по большому счету, два: буддизм (в терминологии гаудия-вайшнавов: шуньявада) и майавада. Буддизм учит тому, что живому существу следует достичь состояния нирваны (дословно с санскрита: выйти из леса желаний). Когда живое существо перестанет желать чего-либо, то, согласно буддизму, оно прекратит свое существование как индивидуальность и растворится в безличном. Например, в произведении «Желтая стрела» некоторый бесконечно несущийся поезд с множеством вагонов различной степени комфортности является аллегорией множества форм жизни, в которых может перевоплощаться живое существо. С точки зрения рассказа, совершенством является не построение планов на улучшение своей жизни в некотором вагоне или перемещение в лучший вагон, а схождение с поезда. Иными словами, прекращение тщетных попыток найти счастье, живя в тесных и не столь комфортных вагонах. В произведении «Чапаев и пустота» уже наблюдается несколько более фривольный подход к буддизму. В частности, в произведении с юмором говорится о некогда жившем монахе, который настолько реализовал знание об иллюзорности и пустотности всего окружающего, что любой предмет, на который он указывал пальцем,  просто исчезал. Василий Иванович Чапаев, красный командир и одновременно по сюжету произведения великий мистик, использует палец умершего монаха как оружие в борьбе с белогвардейцами (как своеобразный аннигилятор).

Пелевин_1.jpg

Другое философское направление, майавада, связано со странной концепцией. Она состоит в том, что человек является Богом, который просто он забыл об этом. Если он осознает, что он Бог, то он решит все свои проблемы. Сомнительность данной идеи лежит на поверхности. У Бога на самом деле вообще не бывает проблем, иначе бы он не был Богом. Тем не менее, сама мысль о том, что можно при помощи определенных усилий занять положение верховного Бога, является привлекательной для многих. Подобные идеи нашли отражение в ряде произведений Виктора Пелевина, таких как «TRANSHUMANISM INC.», «Девятый сон Веры Павловны», «t» и др.

В рассказе «Девятый сон Веры Павловны» Виктор Пелевин раскрывает концепцию солипсизма. Солипсизм – философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Главная героиня рассказа, уборщица Вера Павловна уверовала в то, что весь мир есть порождение ее ума. Она пришла  к выводу, что управляя своим умом, она сможет управлять всем миром, что привело ее к ряду нелепых и комичных ситуаций. Эта концепция соответствует ложному пониманию вида «Я – Бог». 

Пелевин_2.jpg

В романе «t» главный герой обнаруживает, что живет в написанном кем-то художественном произведении. В какой-то момент он понимает, что он и сам может писать это произведение, создавая мир в котором живет по своему желанию. Это тоже проявление ложного понимания вида «Я – Бог».

В произведении «TRANSHUMANISM INC.» главная героиня, обитающая частично в виртуальной реальности, в какой-то момент времени после многих приключений и злоключений осознает, что она является верховным властелином данной виртуальной реальности, по сути ее местным богом, а забыла она о собственном положении по своей воле и для развлечения. Данная концепция также созвучна идее майавады. На самом деле Верховный Господь может по своей воле и для собственного развлечения ограничивать свое всемогущество и всезнание, но при этом он не попадает под власть материальной энергии, бытие в рамках которой исполнено страданий.

Концепции буддизма и майавады чрезвычайно распространены в странах Запада и в России. Буддизм может дать человеку вайрагью, то есть отрешенность от материального мира. Именно потому, что Виктор Пелевин, будучи в существенной степени реализованным буддийским практиком, обладает данной отрешенностью, его читатели при соприкосновении с его строками, его сознанием чувствует некоторое облегчение бремени материальных желаний, терзающих их.

Пелевин_3.jpg

Майавада едва ли может принести человеку какое-нибудь духовное благо. Напротив, те, кто считает себя Богом и действуют сообразно, прокладывают себе широкую дорогу в ад. Неудивительно, что в наш железный век (Кали-Югу) в мире царит псевдодуховность, которую можно приобрести дешёвой ценой.

Изобилие идей майавады и шуньявады в книгах Виктора Пелевина приводит к очень четкому пониманию, почему в пранама-мантре Шрилы Прабхупады про него говорится именно «нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине» («тот, кто несет освобождение странам Запада, в которых широко распространились имперсонализм и философия пустоты»).

Фото “Иллюстрации к роману Виктора Пелевина "Generation П" Издание книги февраль 2016 г.”



Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика