Нароттама дас Тхакур – воплощение экстаза Нитьянанды Прабху (часть 2)

Поделиться
Дата: 22.04.2016 | Время на чтение: 18–19 мин.
Нароттама дас Тхакур – воплощение экстаза Нитьянанды Прабху (часть 2)

Собрав все книги Кришнадаса Кавираджа Госвами, Рупы Госвами, Санатаны Госвами и Шри Дживы Госвами, три друга, испросив благословения своих гуру и всех великих вайшнавов, отправились на запряженной волами повозке в Бенгалию.


Читать 1-ю часть ...

Пропажа книг и возвращение в Кхетуриграм

К сожалению, их драгоценный клад был похищен шайкой разбойников царя Бирхамбира неподалеку от небольшого царства Ванавишнупур. Шринивас Ачарья, будучи старшим, решил остаться в этом царстве и найти похищенные книги, а Нароттаме и Шьяманаде он приказал отправляться по домам и проповедовать. Нароттама и Шьямананда решили вместе дойти до Кхетури, откуда через десять дней Шьямананда должен был отправиться в свою родную Ориссу.

Когда благочестивые родственники Нароттамы увидели его в сопровождении святого друга, они немедленно упали на землю в слезах, только тогда поняв, как страдали в разлуке с Нароттамой. Их «Нару» вернулся!

Он тоже был счастлив видеть их, поведал о своем пребывании во Вриндаване, и они с благоговением слушали его рассказ о тайнах бхакти в книгах Госвами.

Место бхаджана Нароттамы даса Тхакура в Кхетури

Прошли месяцы. Нароттама продолжал повторять Радха-Кришна-мантру и медитировал на свое вечное служение согласно технике рагануга-бхаджана. К этому времени Нароттама начал давать посвящение ученикам. У его лотосных стоп нашли прибежище лучшие поэты, писатели и преданные Индии.

Путешествие в Навадвипу и Пури

Движимый желанием посетить святые места, связанные с жизнью Махапрабху, Нароттама, также как несколькими годами раньше Шьямананда, с наслаждением исследовал все уголки Гаура Мандалы. Он посетил всех оставшихся спутников Махапрабху, а также второе поколение преданных. Общаясь с этими необыкновенными душами, Нароттама впадал в экстаз: кричал, плакал, смеялся, бормотал что-то и даже терял сознание. Так Нароттама наслаждался общением с ними и понимал, что это было частью – очень важной и захватывающей – его духовного развития. Охваченный духом общения, он отправился в Пури и посетил Гопинатха Ачарью, Гопала Гуру Госвами и других известных вайшнавов. Так как они были непосредственными свидетелями игр Господа, он задавал им очень глубокие вопросы относительно заключительных лил Чайтаньи Махапрабху.

Наставление Махапрабху

В доме Гопинатха Ачарьи Нароттама уснул и увидел сон: Ратха-ятру и перед колесницей Господа Джаганнатхи – Чайтанью Махапрабху в окружении ближайших спутников, танцевавших в экстазе любви к Кришне.

Шри Чайтанья Махапрабху

Чайтанья Махапрабху обратил внимание на Нароттаму, который следил за ними из-за угла, обнял его и сказал: «Я даю тебе благословение научить весь мир новому виду киртана. Отправляйся в Кхетуриграм и научи людей особому стилю воспевания святого имени!» Сон растаял. Нароттама понял, что пришла пора возвращаться домой.

По возвращении его ждало письмо от дикша-гуру, Локанатхи Госвами. В своем письме Локанатха просил Нароттаму ввести в Кхетуриграме поклонение божествам.

В одну из ночей Нароттама снова увидел во сне Господа Чайтанью. Господь сказал ему: «В закромах, где лежит много риса и живет много змей, хранится мое мурти (изваяние).

Ты должен забрать Меня оттуда. Еще ты должен установить пять других мурти там, где я скажу». Утром Нароттама узнал у людей, где находится зернохранилище, в котором живет много змей. Несмотря на предупреждения, просьбы и мольбы местных жителей, Нароттама бесстрашно открыл дверь и вошел в хранилище. При появлении Нароттамы тысячи змей тут же уползли в лес. Нароттама увидел Божества Господа Гауранги и Его вечной супруги Вишнуприи, взял их и ко всеобщему удивлению вышел из хранилища с мурти в руках. Неся Божества, он пришел в такой восторг, что запел молитвы и стал танцевать. Именно тогда и родился тот особый стиль киртана, о котором ему говорил Чайтанья Махапрабху.

День явления Господа

Для праздничной церемонии установления божеств Нароттама выбрал очень благоприятный день Гаура-пурнимы, день явления Чайтаньи Махапрабху. Этот праздник должен был дать Нароттаму возможность распространить учение Госвами по всей Бенгалии, так как все известные вайшнавы должны собраться здесь. Господь закончил свои игры за несколько десятилетий до этого, но день Его явления все еще не превратился в большую Махотсаву (праздник). Это должно было наконец произойти, и потому Нароттама пригласил многих великих вайшнавов со всего индийского полуострова, в частности из Бенгалии и Ориссы. Сотни спутников Махапрабху первого и второго поколения получили приглашения, написанные в форме изысканных санскритских стихов.

Махотсава

Сантош Датта, родной брат Нароттамы, который к тому же недавно стал его учеником и которому досталось в наследство царство их отца Кришнанды Датты, израсходовал на этот праздник всю казну своего царства.

Преданные стали прибывать: Шринивас Ачарья, Говинда Кавирадж, Рамачандра дас, Шьямананда Пандит, Расика Мурари, Рагхунанда Тхакур, братья Шриваса Тхакура, сыновья Адвайты Ачарьи. Это лишь некоторые из преданных, приехавших на праздник. Поскольку большинство этих возвышенных душ пришли пешком, они по пути собрали новых последователей, рассказывая каждому встречному о чудесном празднике, который вскоре должен состояться в Кхетури. Сотни превратились в тысячи, и в течение одной недели все они собрались в Кхетуриграме. Нароттама, Шринивас и Сантош Датта тепло встречали всех приезжающих, горячо приветствуя их и предлагая каждому цветочную гирлянду. Всем преданным были предоставлены отдельные комнаты и слуги. Почетным гостем была Джахнава Мата, самая старшая и наиболее уважаемая среди всех вайшнавов.

Нароттама в своем киртане призывает Махапрабху

Утром тысячи преданных слуг Господа начали праздновать день явления Чайтаньи Махапрабху грандиозным киртаном. Затем Нароттама открыл пять пар божеств Радхи-Кришны по имени Валлабхи-Канта, Шри-Кришна, Враджа-Мохан, Радха-Канта и Радха-Раман, а также два великолепных божества Шри Чайтаньи Махапрабху и Его Супруги.

Все Они должны были быть установлены с благословения собравшихся вайшнавов. Затем на протяжении многих часов продолжался праздничный пир, во время которого преданные обсуждали игры (истории) Кришны. Закончив пир, преданные прошли в большой, красиво расписанный зал, где Нароттама начал киртан в своем особом, берущем за душу стиле. Киртан набирал силу, и в конце он достиг бхакти (любви к Господу) такой интенсивности, что, к великому удивлению и радости каждого, в зале вдруг проявился Господь Чайтанья в окружении Своих ближайших спутников: Нитьянанды Прабху, Гададхара Пандита, Адвайты Ачарьи и Шриваса.

Так на празднике в Кхетури появился Сам Махапрабху со спутниками, многие из которых покинули этот смертный мир за пятьдесят лет до этого.

Фото одних из установленных божеств на празднике ИСККОН в Дели

Тысячи преданных стали свидетелями священного события. Автор «Бхакти-ратнакары» восклицает: «Кто может описать ни с чем не сравнимое счастье преданных, когда посреди киртана на землю снизошли великолепный Господь Шри Чайтанья Махапрабху и Его спутники, чтобы доставить удовольствие преданным»? Согласно «Према-виласе», Махапрабху пришел вместе с Нитьянандой Прабху, Шри Адвайтой, Гададхаром, Шривасом Тхакуром, Харидасом Тхакуром, Сварупой Дамадарой, Рупой, Санатаной и многими другими.

Кто может представить себе ту бхаву (переживание), которую испытала Джахнава-деви, увидев своего ушедшего супруга посреди киртана? Кто может представить чувства сыновей Адвайты Ачарьи, когда они увидели своего отца, поющего и танцующего, как юноша? Как могли удержаться от слез братья Шриваса Тхакура, видя его танцующим перед Махапрабху, как он это обычно делал? Они уже не могли сдерживаться и впали в экстаз воссоединения с Господом и Его спутниками. При переживании Випраламбха-бхавы (острое чувство разлуки), им было суждено ощутить божественное воссоединение, самбхогу.

Танец продолжался, и вскоре все почувствовали, что их тела пропитались слезами. Они совсем забылись в киртане Нароттамы. Шринивас мог на какое-то время взять себя в руки, но не Нароттама. Его киртан был неудержим.

Некоторые преданные кричали на ухо Нароттаме: «Спасибо тебе, господин! Силой твоей преданности мы смогли увидеть Шри Чайтанью Махапрабху в нескончаемом танце с Адвайтой Ачарьей и другими вечными спутниками».

Фестиваль длился три дня, и присутствовавшие там вайшнавы запомнили его на всю жизнь. Многие остались в Кхетури на несколько недель, но в конце концов всем пришлось вернуться по своим родным деревням.

Чайтанья Махапрабху со спутниками на празднике

Миссия выполнена

По ряду причин фестиваль в Кхетури считается одной из наиболее важных вех вайшнавской истории. Прежде всего, поскольку первоначально книги были похищены, у Нароттамы не было этого мощного орудия распространения послания Госвами. Он вынужден был использовать другие средства. Именно это он и сделал на празднике в Кхетури, который впоследствии стал ежегодным мероприятием и продолжал вдохновлять преданных, даже когда были возвращены книги Госвами. Впоследствии по результатам этих фестивалей сложилась каноническая доктрина и традиционные выводы (сиддханта) для будущих поколений гаудия-вайшнавов.

Шрила Нароттам Дас Тхакур

Нароттама дас Тхакур был воплощением учения гаудия-вайшнавизма. Он передавал любовь к Богу через известную нам поэзию и так же поэтично претворял свою любовь в жизнь. Он передал поэтическим языком все принципы этого учения. Наиболее важная его работа – «Прартхана», сборник из тридцати трех бенгальских песен. Стихи повествуют о молитве, самокритике, обучении ума, духовном счастье, страданиях души в разлуке с Богом, возвышенности вайшнавизма, наивысших устремлениях, отношениях гуру и ученика, жизни во Вриндаване, важности аскетизма и смирении вайшнавов. Также известна «Према-бхакти-чандрика».

В ХХ веке Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада очень любил петь песни Нароттамы и цитировать их в лекциях, что говорит об огромной значимости и пользе достижений Нароттамы.

Уход

Как сказано в сочинениях Нароттамы, он пережил Дживу Госвами и своего лучшего друга Рамачандру Кавираджа. Как и разлуку с Махапрабху и Радхой и Кришной, он остро чувствовал разлуку со своими возвышенными современниками.

Шрила Нароттам Дас Тхакур уход

В конце концов Нароттама больше не мог выносить любовь в разлуке и решил присоединиться к Господу в духовном мире. Итак, в доме Ганганараяны Чакраварти в Муршидабаде он впал в транс, полностью поглощенный лилами (играми) Радхи и Кришны. В таком состоянии он пребывал несколько дней, и это убедило многих, что Нароттама собрался покинуть наш мир.

Однако в этот торжественный момент некоторые из его наиболее рьяных противников – кастовых брахманов – стали насмехаться над ним.

«Вы только посмотрите, – кричали они, – он всю жизнь давал посвящение брахманам, хотя был всего лишь низкорожденным шудрой (человек низкого сословия), а теперь он умирает как шудра».

Ганганараяна Чакраварти не мог вытерпеть подобных злословий и стал молиться своему гуру: «Пожалуйста, вернись. Покажи им, что они просто глупцы». В этот момент тело Нароттамы засветилось, и на его теле мистическим образом появился золотой брахманический шнур. Увидев чудо, кастовые брахманы немедленно признали свою ошибку и предались стопам Нароттамы, моля его о прощении.

Самадхи Шрила Нароттана Даса Тхакура

Через некоторое время Нароттама приготовился покинуть землю. Он попросил Ганганараяну и других близких последователей проводить его к Ганге. Прибыв туда, Нароттама поклонился святой реке и вошел в ее воды.

Он дал знак ученикам, чтобы они присоединились к нему, попросив их набирать воду в ладони и поливать его тело. Они повиновались и вдруг увидели, как члены его тела превращаются в молоко и сливаются с водами Ганги! Им захотелось остановиться, чтобы их гуру не исчез окончательно в водах реки. Но они не могли ослушаться приказа и плача выполняли его. Когда этот мистический ритуал подошел к концу, Ганганараяна наполнил кувшин молоком, которое раньше было телом Нароттамы. Молоко отнесли в святое место рядом с домом Ганганараяны в Джия Гандже (район Муршидабада в Западном Бенгали), где вскоре было сооружено самадхи (усыпальница) Нароттамы. Это самадхи стало известно как дугдха-самадхи, или самадхи молока, и является важным местом паломничества для всех гаудия-вайшнавов.



Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика