Пример отречения и любви к Богу: 22 января день явления Рагхунатхи даса Госвами

Поделиться
Дата: 21.01.2018

Рагхунатха дас Госвами — вайшнавский святой и богослов, один из шести Госвами Вриндавана, ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху и продолжателей Его традиции. Наследник богатейшей семьи, Рагхунатха показал пример простой жизни и возвышенного мышления, равнодушия к материальным благам и безраздельной преданности Богу. Он спал по два часа в день, а все остальное время повторял на четках мантру Харе Кришна и рассказывал другим вайшнавам о жизни Шри Чайтаньи, рядом с которым он провел шестнадцать лет. Автор «Чайтанья-чаритамриты», самого знаменитого произведения о жизни и учении Махапрабху в конце каждой главы выражает свое почтение Рагхунатхе дасу Госвами. В свой день явления великие святые особо милостивы и с радостью помогают нам на духовном пути.


Родился Рагхунатха дас Госвами в 1494 году в деревне Шри Кришнапура между Калькуттой и Бурдваном (деревня существует и сейчас). Его отцом был Говардхан Маджумандар.

Родители Рагхунатхи почитали Кришну и были очень благочестивыми. Хотя его отец и дядя происходили из сословия шудр (простых рабочих), они добились больших успехов и стали доверенными лицами Наваба Хуссейн Шаха в своем регионе. Мусульманский правитель настолько им доверял, что даже не вмешивался в управление подконтрольной им области.

Женитьба и первая встреча с Господом Чайтаньей

С детства Рагхунатха хотел принять отреченный уклад жизни и стать монахом, но богатые родители видели в единственном наследнике продолжателя семейного дела. К тому же мать Рагхунатхи, как и любая женщина, была сильно привязана к нему и не хотела никуда отпускать.

Стараясь удержать Рагхунатху в семье, родители женили его и пытались опутать сетями дхармы, обязанностей. Внешне Рагхунатха прекрасно исполнял свой долг: следил за имуществом, управлял семейными финансами, заботился о красавице-жене, но его ум и сердце стремились к Шри Чайтанье, с которым он успел повстречаться еще до совершеннолетия. Он первым из шести Госвами увиделся с Господом Чайтаньей. При первой встрече Чайтанья сказал Рагхунатхе, что ему пока не стоит покидать дом.

Праздник плющеного риса

Через некоторое время неподалеку от деревни, в которой жил Рагхунатха, появился Нитьянанда, ближайший соратник Шри Чайтаньи. Услышав эту новость, Рагхунатха отправился к Нему. Но отец поймал его и запретил общаться с Нитьянандой. Но Рагхунатха так упрашивал отца, что тот поддался на уговоры и отпустил сына к Нитьянанде.

Рагхунатха дас Госвами

Увидев Рагхунатху, Нитьянанда улыбнулся и позвал его: «Ты негодяй, Рагхунатха дас! Поди-ка сюда, я накажу тебя». Напуганный Рагхунатха подошел к Нему, но Нитьянанда на радость всем собравшимся поставил Свои стопы ему на голову (в ведической традиции это считается благословением) и велел приготовить пир для всех вайшнавов. Такое наказание пришлось по душе Рагхунатхе, и он с радостью организовал пир из плющеного риса со сгущенным молоком и йогурта (благо, деньги позволяли ему без труда принять и эту часть «наказания»).

После праздника Нитьянанда и все присутствующие благословили Рагхунатху на побег из дома к Чайтанье Махапрабху:)

Этот пир вошел в историю под шутливым названием Данда Махотсава, что означает «праздник наказания». Ежегодно в этот день паломники отовсюду стекаются в Панихати на фестиваль плющеного риса.

Побег в Джаганнатха Пури

После встречи с Нитьянандой Рагхунатха больше не мог изображать заинтересованность материальными делами и думал только о Господе, опьяненный любовью и жаждой проповеди. Он пытался бежать из дома, но родители каждый раз ловили и приводили его обратно. Даже стражников наняли, чтобы контролировать сына. В отчаянии мать решила привязать Рагхунатху к колонне, только бы он оставался дома, но отец твердо ответил: «Если несметное богатство и жена неземной красоты не сумели привязать его к миру, неужели это сделает веревка?» Но охрана продолжила следить за беглецом и каждый раз после очередной попытки покинуть отчий дом возвращала его.

Однажды удача все-таки улыбнулась Рагхунатхе: Ядунандана Ачарья, семейный гуру и брахман взял юношу с собой, чтобы провести особую церемонию. Родители доверяли ему и не стали отправлять охрану. По пути Рагхунатха сказал Ядунандане, чтобы тот шел домой: он сам проведет церемонию. Как только Ядунандана исчез из виду, Рагхунатха бросился бежать.

Рагхунатха дас Госвами и джунгли

Вначале он перебирался от деревни к деревни, но потом решил пойти через джунгли. В дороге он питался всего несколько раз за две недели, но все-таки добрался до Джаганнатха Пури, где в то время жил Чайтанья Махапрабху. Добравшись до Пури, Рагхунатха наконец встретился с Господом своего сердца — Чайтаньей Махапрабху. Он поручил своему секретарю и ближайшему спутнику Сварупе Дамодаре позаботиться о юноше, а Рагхунатху велел во всем его слушаться. Так Господь принял его в число своих ближайших спутников: Рагхунатха жил рядом с Господом, ежедневно принимал от Него прасад.

Отречение Рагхунатхи и уход Шри Чайтаньи

Но через пять дней Рагхунатха застыдился своего положения: обременять собой Шри Чайтанью и других вайшнавов он не хотел, а потому поселился отдельно и стал просить подаяние на улицах.

На вопрос Шри Чайтаньи, почему он предпочел простую пищу изысканным блюдам в доме Махапрабху, Рагхунатха ответил: «Эта пища для меня не менее вкусна. Духовное видение освобождает от потворства своим слабостям. Лучше я возьму немного зерен, питая и тело и душу».

Со временем Рагхунатхе стало стыдно просить подаяние: он считал себя обманщиком, который живет за чужой счет. Тогда он стал искать испорченный выброшенный рис, который не ели даже коровы. Он аккуратно промывал зерна, находил среди них еще пригодные к употреблению, читал над ними молитву и ел. Он считал, что таким поведением сможет удовлетворить Шри Чайтанью. И ему это действительно удалось. Скромность, смирение, аскетизм и искренность Рагхунатхи порадовали Господа.

В 1534 году Чайтанья Махапрабху оставил этот мир. Перед уходом Он попросил Рагхунатху отправиться во Вриндаван и вместе с братьями Рупой и Санатаной Госвами возродить места игр Кришны и построить величественные храмы. Через три года после Шри Чайтаньи ушел и Его спутник Сварупа Дамодара. Тогда, в возрасте почти сорока лет, Рагхунатха отправился во Вриндаван, чтобы выполнить наставления Чайтаньи Махапрабху. Но безвременный уход обоих его учителей так потряс Рагхунатха, что он решил покончить с собой, спрыгнув с холма Говардхана.

Рупа и Санатана Госвами удержали его от этого шага: он близко общался с Махапрабху, а значит, должен каждый день рассказывать преданным, которые были лишены общения с Господом, о Его играх и наставлениях. С этого дня и до самой смерти Рагхунатха по три часа в день делился с преданными Вриндавана сокровенными историями из жизни Господа Чайтаньи.

Рагхунатха во Вриндаване

Ежедневно Рагхунатха путешествовал на Говардхан и там повторял мантру Харе Кришна около чудесного озера Радха-кунда. Вначале он просто садился под открытым небом и погружался в медитацию, отказываясь построить даже самую простую хижину.

Как-то раз во время глубокой медитации Рагхунатхи к соседнему озеру, Шьяма-кунде, пришли тигр с тигрицей. А Шьяма-кунда находится очень близко к Радха-кунде. Рагхунатха не обратил на них внимания, но Господь Кришна лично снизошел и на всякий случай охранял его от непрошенных гостей.

Кришна защищает Рагхунатху даса Госвами от тигра и тигрицы

Проходивший мимо Санатана Госвами увидел эту сцену и настоятельно попросил Рагхунатху построить хижину, но тот не воспринял дружеский совет всерьез. Однако через некоторое время Рагхунатха медитировал под палящим солнцем, и Сама Шримати Радхарани, возлюбленная Кришны, пришла, чтобы закрыть его от жары краешком сари. И снова Санатана Госвами оказался поблизости. Он побежал к Рагхунатхе и отчитал его за безответственность: мы слуги Радхи и Кришны, мы должны служить Им, а не вынуждать Их служить себе. На этот раз Рагхунатха серьезно отнесся к совету Санатаны и построил маленькую хижину. Таким образом он положил начало строительству бхаджан-кутиров — небольших хижин или шалашей для медитации. Теперь в таких живут и практикуют многие индийские садху.

Уровень духовного сознания Рагхунатхи

срдха сапта-прахара каре бхактира сдхане
чри даа нидр, сеха нахе кона-дине


Он посвящал преданному служению более двадцати двух с половиной часов ежедневно, а на сон тратил меньше двух, и то не каждый день.


В конце жизни Рагхунатха дас Госвами полностью погрузился в памятование о Боге. Он убеждал людей, что ресурсы тела должны осуществлять истинную потребность души — развивать отношения с Кришной. Рагхунатха достиг такого уровня, когда потребности тела уже никак не влияли на интенсивность духовных переживаний. Он дает нам урок контроля чувств, где конечная цель — не физическое совершенство, а любовь к Богу.

Самадхи (усыпальница) Рагхунатхи даса Госвами стоит возле Радха-кунды. Сюда стекаются паломники со всего света: они молятся великому святому, просят дать им каплю той любви к Богу, которой он обладал, молят о помощи на духовном пути. В течение жизни Рагхунатха писал стихи о Радхе и Кришне. и они вошли в три большие книги: «Става-мала», «Дана-чарита» и «Мукта-чарита». Его называют «прайоджан ачарья» — «тот, кто учит цели жизни собственным примером».

Также будет интересно

12 февраля – день явления Адвайта Ачарьи
11.02.2019
12 февраля – день явления Адвайта Ачарьи
Господь Чайтанья - основатель гаудия-вайшнавизма
Господь Чайтанья - основатель гаудия-вайшнавизма
Последнее воплощение Кришны: Чайтанья Махапрабху. Жизнь и учение
Последнее воплощение Кришны: Чайтанья Махапрабху. Жизнь и учение
Как отличить Бога от лжепророка
Как отличить Бога от лжепророка
Гаура-пурнима — праздник явления «золотой» аватары Бога
Гаура-пурнима — праздник явления «золотой» аватары Бога
Древнейшие храмы мира. Храм Джаганнатхи в Пури
Древнейшие храмы мира. Храм Джаганнатхи в Пури
Удивительная история Шьямананды (Часть 3)
Удивительная история Шьямананды (Часть 3)
Шьямананда Пандит
Шьямананда Пандит
Удивительная история Шьямананды (Часть 2)
Удивительная история Шьямананды (Часть 2)
Удивительная история Шьямананды (Часть 1)
Удивительная история Шьямананды (Часть 1)
Яндекс.Метрика