Конфуций и практика сознания Кришны

Автор: Дханурдхара Свами
Поделиться
Дата: 10.11.2016 | Время на чтение: 7–8 мин.
Конфуций и практика сознания Кришны

Тот, кто учится на традиции, но не способен мыслить творчески, не всегда знает, как поступить. Тот, кто мыслит творчески, но не учится на традиции, находится в большой опасности.

(Аналекты Конфуция, 2.15).

Здесь Конфуций дает точное определение того, с чем сталкивается большинство религиозных или духовных групп в современном мире. Их участники часто видят реальность через предвзятую политизированную призму, порожденную царящими в обществе настроениями. Чрезмерно консервативные люди пытаются сохранить религию строго в тех формах, в которых она зародилась. Учение со временем теряет актуальность, и люди сбиваются с толку. Чрезмерно либеральные люди меняют свои представления без должного учета традиции. Они рискуют потерять связь с принципами, которые являются основой и дают толчок к преобразованию.

Конфуций

Когда Шрила Прабхупада бескомпромиссно установил четыре регулирующих принципа – не есть мясо, не принимать одурманивающие вещества, не играть в азартные игры и не заниматься незаконным сексом, – его обвинили в консерватизме. В ответ он сказал: «Как вы можете говорить, что я консервативен? Я позволяю женщинам жить в ашрамах!» – и эта практика, безусловно, расширила социальные границы вайшнавской культуры.

Шрила Прабхупада был революционером во многих отношениях, более того, он не стремился к сентиментальной политкорректности. Со свойственной ему решимостью он поддерживал классические обязанности мужчин и женщин как основу идеального общественного строя. Таким образом, во многих отношениях он был также традиционалистом.

В этом смысле показателен его комментарий к истории о кончине Бхишмадевы, одного из главных действующих лиц «Махабхараты». Бхишмадева покоился на ложе из стрел, пронизывающих все его тело, в ожидании неминуемой смерти. Величайшие йоги и мудрецы того времени собрались, чтобы выразить ему почтение. Из-за своего физического состояния Бхишма не мог надлежащим образом принять их, но с помощью простых движений глазами он поприветствовал и удовлетворил их. Шрила Прабхупада пишет:

«Знатокам религии хорошо известно, как применять ее принципы в соответствии с местом и временем. Все великие ачарьи (проповедники религии и реформаторы мира) исполняли свою миссию, приспосабливая религиозные принципы к определенному месту и времени. В различных частях света разные климатические и иные условия, и тот, кто, исполняя свой долг, проповедует послание Господа, должен уметь делать это в соответствии с конкретным местом и временем. Бхишмадева был одним из двенадцати великих авторитетов в проповеди культа преданного служения и поэтому мог оказать должный прием всем могущественным мудрецам, собравшимся у его смертного одра со всех концов вселенной. Разумеется, в тот момент он физически не мог встретить и приветствовать их, так как был не у себя дома и не в нормальном, здоровом состоянии. Но ум его был вполне трезв, поэтому он мог от души поприветствовать их теплыми словами и таким образом оказать всем им хороший прием. Можно исполнять свой долг посредством физической деятельности, мысленно или словами. И он хорошо знал, что следует говорить в подобной ситуации. Поэтому Бхишмадеве не составило труда приветствовать их всех, хотя он и не был физически здоров».

Разговор Шрилы Прабхупады с американским репортером, приведенный ниже, также раскрывает основы его традиции:

Репортер: Можно ли сказать, что мужчины превосходят женщин?

Женщина естественно нуждается в защите со стороны мужчины.

Прабхупада: Да, разумеется. Женщина естественно нуждается в защите со стороны мужчины. В детстве она находится под защитой отца, с момента замужества ее защищает муж, а в старости – старшие сыновья. Это естественно. 

Шрила Прабхупада

Репортер-женщина: В наше время в Америке многие люди имеют другое мнение на этот счет. Знаете ли вы об этом?

Прабхупада: Нет... В Америке может быть, но это естественное положение. Женщины нуждаются в защите.

Человек, знающий священные писания (шастры) и занимающийся духовной практикой, не может иметь политизированное мировоззрение, основанное на личном опыте и предрассудках. Поскольку его взгляды формируются на опыте шастр и их практическом применении, подобно Шриле Прабхупаде, на такого человека нельзя навесить ярлык «консерватор» или «либерал».

Источник: wavesofdevotion.com



Видео
Фото
Аудио
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика