Как поддерживать энтузиазм

Поделиться
Дата: 20.09.2016 | Время на чтение: 4–5 мин.
Как поддерживать энтузиазм

Мы хорошо знаем цену энтузиазму: когда он присутствует во всем – в работе ли, в воспитании детей, в духовной практике – жить становится легко и радостно, проблемы решаются как будто сами собой. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж подчеркивает, что энтузиазм имеет одинаковую природу с бхакти (преданным служением Богу). Но в материальном мире нет ничего постоянного, и энтузиазм иногда уходит даже из самой сокровенной деятельности – наших отношений с Господом.

Говорится, что если у нас нет энтузиазма, то наше бхакти может погибнуть. Каким образом оно может погибнуть, если у нас этого нет?

Давайте сначала посмотрим, какие антонимы есть у слова энтузиазм, что противоположно ему по значению? Пассивность, апатия, скука, лень, тоска и т. д. Все это является признаком какой замечательной гуны? Это тамас (невежество). Какова же природа энтузиазма, откуда берется энтузиазм? Как минимум, из благости. На самом деле, энтузиазм – это качество духа, так как дух деятелен. В сущности, энтузиазм – это духовное качество, он берется из контакта с нашей духовной природой.

Когда энтузиазм затухает, то ему на смену приходит пассивность, апатия, скука, лень. Все эти качества могут покрыть бхакти. И когда эта завеса тамо-гуны отделяет от нас бхакти, тогда оно может погибнуть. Поскольку энтузиазм имеет одинаковую природу с бхакти, то его отсутствие дает развитие противоположным качествам, которые дурно сказываются на духовной практике сознания Кришны.

Давайте теперь с вами постараемся понять, откуда они берутся. Из какого одного качества это все берется – лень, пассивность, скука? Какова природа всего этого? Небрежность или невнимательность. В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что корнем апатии является невнимательность или прамада на санскрите, она же – корень всех нама-апарадх (оскорблений святого имени). Когда у человека есть горячая вера, то невнимательности нет. Что является источником энтузиазма, особенно в начале, когда человек только-только стал читать книги Шрилы Прабхупады? Он понимает: это для меня, это мое, я душа. Человек вдруг осознает, что он – душа. Но если он думает «а туда ли я попал», «для этого я создан или нет», то у него проявляется все это – пассивность, апатия, лень, и т. д.

Таким образом, когда у человека возникает вера и он понимает, что рожден на свет для того, чтобы полюбить Бога, для того, чтобы восстановить свои отношения с Ним, то у него появляется энтузиазм. Когда это понимание уходит, появляются все эти качества, которые покрывают бхакти. И поскольку они имеют природу, ей противоположную, они ее разрушают и разъедают.

В сущности, речь идет о квалификации. На первой и второй ступени у нас есть материальный энтузиазм, на третьей – у нас разочарование, апатия. Но на четвертой ступени наш энтузиазм должен приобрести новое, духовное качество, когда у человека появляется вера в деятельность, в духовную деятельность. Иначе говоря, когда у нас есть вера в бхакти, это является генератором большого духовного энтузиазма.

По материалам семинара «Нектар наставлений», лекция 6, 2010 г.
Полина Мудрова


Видео
Фото
Книги

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика